27 октября 2021

 $65.52€70.98

18+

БлогиАнатолий Караваев

Рентабельные ДТП

Анатолий Караваев

Новые поправки к закону об ОСАГО предполагают снятие в следующем году ограничений на оформление ДТП без жертв по Европротоколу, который предусматривает в определенных случаях упрощенную процедуру оформления аварии без участия сотрудников ГИБДД. Лимит выплат по таким авариям предлагается увеличить в 16 раз – с нынешних 25 тысяч рублей до 400 тысяч, то есть до планируемого максимума страховых выплат по ОСАГО. Эксперимент пока пройдет в четырех регионах, больше других страдающих от пробок – Москве, Санкт-Петербурге, а также Московской и Ленинградской областях.

Желание властей облегчить жизнь автомобилистам, избавив их от необходимости многочасового ожидания сотрудников ДПС, можно было бы только приветствовать. Сейчас у инспекторов ГИБДД есть только норматив на выезд к месту аварии с пострадавшими (в Москве это 20 минут), а по обычным авариям таких требований нет.

По новым правилам, которые предлагают ввести в правительстве, все автомобили-участники ДТП должны быть оборудованы системой спутникового слежения, а также видеорегистратором. Такие жесткие условия объясняются желанием страховщиков свести к минимуму случаи мошенничества, но на практике это означает, что

число аварий, оформленных при помощи Европротокола, будет ничтожно мало. Даже сейчас, когда от водителей не требуют наличия каких-либо технических устройств, лишь четыре процента из них выбирает упрощенную схему оформления – просто потому, что страховщики традиционно придираются к каждой запятой, лишь бы отказать в выплатах.

Чтобы установить набор оборудования, необходимого для правильной фиксации такого ДТП, придется потратить порядка 30 тыс. рублей — сюда входит стоимость видеорегистратора, а также система спутникового слежения с акселерометром, позволяющим оценить силу удара. По оценкам экспертов, сейчас в России лишь около миллиона транспортных средств оборудованы телематическими системами, позволяющими фиксировать его местонахождение (при автопарке в 42 млн автомобилей). Количество установленных видеорегистраторов, несмотря на бурный рост их популярности, также относительно невелико. В итоге получаем, что даже в богатой Москве, где ежедневно происходят 1,5-2 тысячи мелких аварий, шанс, что ее участниками станут полностью укомплектованные автомобили пока остается мизерным, а значит и на пробках данная инициатива пока никак не скажется. Кроме того, из этого списка сразу выбывают ДТП, если один из автомобилей застрахован по КАСКО – добровольное страхование не подразумевает оформление по Европротоколу. Здесь стоит напомнить, что каждая вторая машина в Москве покупается в кредит, а значит, должна быть застрахована по КАСКО.

Можно предположить, что правительство здесь больше работает на перспективу, стимулируя автомобилистов активнее пользоваться спутниковой телеметрией, в частности системой ГЛОНАСС. Через несколько лет ее все равно будут устанавливать на все автомобили, поставляемые на отечественный рынок – платить за нее автомобилистам придется в принудительном порядке – и желание властей хоть как-то повысить необходимость внедрения ГЛОНАСС простым гражданам, а не бюджету, понять можно.

Но еще большей проблемой, которую правительство решать пока не спешит, остается нежелание страховых компаний платить. Тысячи автомобилистов вынуждены с боем вырывать положенные им по закону деньги, в то время как сами страховые компании продолжают неплохо зарабатывать на этом рынке – за прошлый год доходы страховщиков по выплатам ОСАГО составили около 50 млрд рублей.

При этом, цена полиса в прошлом году выросла на 7%, а в первом полугодии 2012 года – на 21,7%, зато размер средней выплаты вопреки здравому смыслу неуклонно снижается. Сколько денег было выплачено по Европротоколу – неизвестно, такой отдельной статистики найти не удалось.

На максимальную компенсацию и вовсе могут рассчитывать единицы – в прошлом году суммы от 100 до 120 тысяч рублей были выплачены всего 3,2% водителей.

Ко всему этому добавится отсутствие какого-либо опыта у сотрудников страховых компаний в разборе ДТП по видеозаписям, что скажется на сроках их рассмотрения. Неизбежно возникнут вопросы и по полноте и качеству съемки – любые вопросы здесь станут отличным поводом для страховых компаний снизить сумму компенсации, сделав ее процедуру более сложной.

В итоге новая правительственная «благодать» вряд ли принесет ощутимую пользу рядовому автомобилисту – чтобы оформлять аварии по новым правилам им придется сначала раскошелиться на новое оборудование, а затем вновь вступить в неравный бой со страховщиками, которые, наверняка, найдут способ сделать и такие ДТП рентабельными.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru
РАНЕЕ: