17 октября 2018

 $65.28€75.38

18+

БлогиАнатолий Караваев

Не убивайте табуретки

Анатолий Караваев

За последние восемь лет в России в десять раз выросло количество автокатастроф и погибших в них людей с участием водителей мопедов и скутеров. Меня, как недавно пересевшего на скутер, эти цифры ужаснули, но не удивили.

Число в 459 погибших и 8,7 тысяч искалеченных в прошлом году скутеристов через пару лет может удвоиться: дошедшая до нас западная мода ездить на работу за рулем компактного мопеда привела к тому, что на скутерах катаются уже не только подростки, но и многочисленный офисный планктон российских мегаполисов.

Я впервые сел за руль скутера во время путешествия по Юго-Восточной Азии. В этом уголке земного шара мопеды без преувеличения являются основным видом транспорта. По прилету, едва сойдя с трапа самолета, гид произнесла заученную тираду про страшные опасности, подстерегающие тех, кто решится взять в аренду двухколесное транспортное средство и настоятельно посоветовала этого не делать.

Конечно, же, я ее не послушал. Но впервые в жизни сев на скутер и сразу же опрометчиво отправившись в путешествие по оживленным улицам Паттайи, я с удивлением обнаружил, что управлять новым двухколесным другом не так просто, как кажется на первый взгляд. Передвигаясь под проливными дождями острова Ява, по разбитым дорогам Камбоджи, и на отличных хайвэях Малайзии и уже приноровившись, я несколько раз едва не становился виновником ДТП. Однако всякий раз ловкие азиаты, маневрируя, каким-то образом уходили от столкновения. Казалось, что у них есть какое-то шестое чувство, помогающее оставаться невредимыми на дорогах и им самим и самоуверенным, но малоопытным иностранцам. Шестое чувство прорезалось и у меня – за полгода я ни разу не попался в руки дорожной полиции, ежедневно устраивающей тотальные проверки скутеристов в популярных туристических местах.

А потом я начал ездить по Москве.

Здесь ты испытываешь настоящий кайф, когда за 20 минут с ветерком проезжаешь маршрут, на который у автомобилиста в час пик уйдет полтора часа. Вот только зародившееся в Азии чувство относительной безопасности быстро улетучилось. Когда я маневрирую на скутере по московским дорогам, возникает ощущение, что многие автомобилисты приравнивают скутер к продвинутому детскому самокату с сиденьем, от которого лучше держаться подальше, но не видят в нем полноценного участника дорожного движения. Если реагировать на мотоциклистов наши автомобилисты худо-бедно научились, то к появлению из ниоткуда маленькой «табуретки», игнорирующей все правила дорожного движения, они просто не готовы.

Но и сами скутеристы тоже хороши. Полицейские сводки российских регионов пестрят сообщениями, в которых они наезжают на пешеходов, лезут под колеса автомобилей или бьются друг об друга.

Либеральные российские законы подарили обладателям мопедов практически ничем не ограниченную свободу.

Ездить можно с 16 лет, права не нужны, штрафы смехотворны, а госномеров и соответственно какого-либо техосмотра для транспортных средств мощностью до 50 кубов и скоростью менее 60 км/ч не нужно.

А самое главное, даже если нарушишь что-то серьезное, то все равно все сойдет с рук. Один мой друг этим отлично пользуется. Будучи опытным мотоциклистом, на маленьком и легком скутере он позволяет себе все, чего не может на мощном спортбайке. Его даже несколько раз пытались тормознуть сотрудники ГИБДД, но безуспешно. «Я просто не останавливался и ехал дальше. А что они мне могут сделать? Я в любой момент могу развернуться прямо посреди дороги и поехать в другую сторону или уйти в ближайшие дворы», — объясняет он мне. И за ним действительно никто не гнался. Скутеры по статусу приравнены к гужевым повозкам и за исключением нечастых профилактических рейдов полиция не хочет с ними связываться, хотя регулярно рапортует о чудовищном росте аварийности.

И я начинаю понимать патологическую ненависть многих автовладельцев к «табуреткам» на дорогах. Почему они должны рисковать своим автомобилем и свободой (а за ДТП со скутером, скорее всего, осудят именно автовладельца) из-за подвыпившего семиклассника, который понятия не имеет, как и по каким правилам нужно ездить.

Скутеристы в России уже давно стали полноправными участниками движения. И десятикратный рост аварийности с их участием тому подтверждение. Категория «М» должна была появиться еще весной прошлого года, но законопроект почему-то забуксовал в Госдуме. И пока документ кочует из кабинетов чиновников к депутатам, где-то на дорогах очередной скутерист устраивает серьезную аварию, потому что он просто не боится или даже не знает, что пересекать сплошную линию разметки нельзя.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru
РАНЕЕ: