Подсчитают доход: как накажут за нелегальный техосмотр

За нелегальный техосмотр в России введут уголовную ответственность

Техосмотр без аккредитации теперь попадает под статью УК РФ, если в результате нелегального ТО был нанесен ущерб гражданам или государству при крупном доходе — нарушитель получит штраф или арест на полгода. Пакет законов о техосмотре должен был вступить в силу в июне, но дату перенесли на 2021-2022 годы из-за коронавируса — исключением стал лишь пункт о ТО.

Работа операторов технического осмотра автомобилей без официального разрешения теперь приравнивается к незаконному предпринимательству. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ вступили в силу с 27 июля, сообщает «Коммерсантъ».

Поправки в статью 171 УК РФ были подписаны президентом Владимиром Путиным за год до этого, в июле 2019-го. Обновленная статья гласит, что

если в результате нелегального ТО был причинен ущерб гражданам или государству, а оператор извлек крупный доход, то наказанием будет либо штраф до 300 тыс. рублей (или двухлетней зарплаты), либо арест на срок до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов.

Эта поправка стала исключением из пакета законов, меняющего правила техосмотра и направленного на исключение торговли картами диагностики. Он должен был вступить в силу в июне 2020 года, но был передвинут на 2021-2022 годы из-за эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19. Тем не менее, пункт об уголовной ответственности за техосмотр без аккредитации Российского союза автостраховщиков (РСА) был принят с 2020 года.

Усилить контроль за операторами техосмотра еще в марте предложило Минэкономразвития. РСА сможет проверять требования к техэкспертам, контролировать работу информационных систем, проверять операторов и лишать их аккредитации в случае обнаружения нарушений.

При этом операторы ТО в начале лета обратились к президенту Владимиру Путину, главе правительства Михаилу Мишустину и Государственной думе с просьбой пересмотреть поправки. Ряд новых аспектов реформы, среди которых разрешение ездить без техосмотра новым машинам в течение четырех лет с момента покупки и необязательного ТО при получении ОСАГО, существенно ударят по потоку клиентов, подчеркивают предприниматели.

Пакет изменений в законодательство, запланированный на следующий год, предусматривает для автомобилистов, которые передвигаются без техосмотра, штраф в размере 2 тыс. рублей, сейчас за это нарушение составляют протокол на 500–800 рублей.

Ввиду ограничений, введенных из-за коронавируса, с апреля и вплоть до 30 сентября можно оформлять договоры ОСАГО без диагностической карты. Однако впоследствии их необходимо будет предоставить. Кроме того, ужесточились и требования к операторам техосмотра. Эксперты-техники, которые выдают заключение о состоянии автомобиля, могут попасть под уголовную ответственность, если реального осмотра не производилось.

В позапрошлом году МВД России предложило запретить прохождение технического осмотра для транспортных средств, номера компонентов которых не совпадают с указанными в документах. Схожие правила содержались в предыдущей редакции правил техосмотра, но не были четко прописаны.

«Целью предлагаемого регулирования является исключения допуска к проведению технического осмотра транспортного средства, номера компонентов которого не соответствуют данным, указанным в документах, его идентифицирующих», — говорится в пояснительной записке.

Изменения ожидают 11-й пункт правил ТО. Оператор должен идентифицировать номера кузова, рамы, кабины, шасси и других компонентов автомобиля и сверить их с данными в документах на транспортное средство. Если номера не совпадают, то оператор отказывает заявителю в техосмотре. Кроме того, оператор должен внести запись об обнаруженных несоответствиях в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИСТО).

Стоит напомнить, что диагностические карты ТО будут переведены в электронный вид. Процедура техосмотра будет фиксироваться на видеокамеру, данные будут передаваться в «облачное хранилище» Дорожно-постовой службы. Госконтроль за операторами ТО будет передан в ГИБДД.

В Госдуме считают, что отсутствие контроля со стороны государства приводит к тому, что автомобилисты покупают диагностические карты, а не проходят ТО добросовестно. При этом многие детали могут быть поставлены на старый автомобиль нелегально, полагают парламентарии.