Стоимость проезда от «Дона» до «Бенеттона»

В 2013 году на трассе «Дон» откроется 4 новых платных участка, в оборудовании систем взимания оплаты может принять участие итальянская компания

В 2013 году на трассе М-4 «Дон» четыре участка общей длиной 154 км станут платными, а стоимость проезда составит от 1 до 1,5 рубля за 1 км. Оборудовать системы взимания платы может одна из крупнейших дорожных организаций Италии, основным акционером которой выступает компания Benetton. В перспективе система позволит убрать шлагбаумы и взимать плату без остановки автомобиля. Одновременно в КоАП чиновники введут ответственность для водителей, нарушающих правила проезда по платной дороге.

Как стало известно «Газете.Ru», уже осенью 2013 год на трассе М-4 «Дон» откроется четыре новых платных участка. В течение года они будут открываться в четыре этапа. Собеседник в госкомпании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») сказал, что в планах первый отрезок открыть уже в июле этого года, однако другой чиновник в ведомстве признался, что сроки, скорее всего, отодвинут до сентября, но выразил уверенность, что все новые участки будут запущены уже осенью.

Первый платный участок в объезд города Богородицк – это отрезок от 225-го до 260-го км трассы М-4. Второй отрезок появится вокруг Ефремово – с 287-го по 322-й км. Третий участок заработает с 330-го по 355-й км (объезд Яркино), четвертый – с 355-го по 414-й км (объезд Ельца).

Таким образом, общая протяженность новых платных трасс составит 154 км.

Все платные участки имеют по две полосы в каждом направлении, разделены металлическим барьером. На протяжении отрезков установлены шумозащитные экраны, пункты экстренной связи, устанавливаются информационные экраны и табло с информацией для водителей.

Эти отрезки были сданы в эксплуатацию еще в 2008–2009 годах и всё это время были бесплатны для всех пользователей. Сделать платными их планировалось ещё в 2011 году, однако сроки пришлось оттянуть из-за отладки технических процессов и бюрократических препон.

Проезд на этих участках будет стоить от одного до полутора рублей за 1 километр для машин массой менее 3,5 тонны и 4 рубля за 1 км для грузовиков. Плюс в проекте заложена ежедневная индексация тарифов. Чиновники ожидают волны недовольства со стороны автомобилистов, привыкших пользоваться этими участками бесплатно, однако напоминают, что изначально закладывалось, что за проезд придется платить.

В настоящий момент эти четыре отрезка М-4 оборудуют заградительными шлюзами оплаты проезда – кабинка со шлагбаумом, которую обслуживает кассир, принимающий деньги от водителей за проезд. Именно сейчас в ГК «Автодор» решают, кто будет поставщиком оборудования для автоматического взимания оплаты. В самой компании не исключают, что оборудование закупят в итоге у итальянской дорожной компании Autostrade per l'Italia, основным акционером которой выступает Benetton Group SpA – известный в мире бренд модной одежды. Именно сейчас российские чиновники приехали в Италию для «обмена опытом», однако пока категорически отрицают, что ведут переговоры с итальянской фирмой.

В самой компании Autostrade «Газете.Ru» признались, что крайне заинтересованы в российском рынке, где платные дороги только начали развиваться.

Для сравнения, последний тендер итальянцы выиграли во Франции, его сумма составила 2–2,5 млрд евро. Итальянские дорожники также работают в Австрии и странах Латинской Америки.

В Италии бизнес вокруг платных трасс считается крайне прибыльным, а организация, эксплуатирующая с 1958 года 2800 км дорог, приватизирована.

Сами чиновники «Автодора» сказали журналисту «Газеты.Ru», что итальянская система взимания платы Telepass им понравилась и что они готовы опробовать её в российских условиях. В первую очередь, она удобна тем, что может сделать проезд через шлюзы бесшлагбаумным (в самой Италии убрать шлагбаумы не могут, так как для этого придется уволить 2,5 тысячи сотрудников, перед которыми компания вынуждена соблюдать социальные обязательства). Впрочем, чтобы движение в России по платным дорогам стало бесшлагбаумным, придется серьёзно менять законодательство. Сами чиновники признаются, что в этом плане им нравятся итальянские законы, по которым за неоплату проезда по платной дороге предусмотрена уголовная ответственность.

В кулуарах транспортной индустрии уже рассматривают возможность внесения в Административный кодекс (КоАП) поправок, вводящих штрафные санкции за нарушение правил пользования платными дорогами, признался один из чиновников.

Впрочем в Минтрансе, выступающем в этой области законодателем, эту информацию не подтвердили.

Федеральная трасса М-4 «Дон» идет от Москвы до Новороссийска через Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар. Из-за того что дорога используется отдыхающими для поездок на черноморское побережье и обратно, в летние месяцы она часто перегружена. В 2000-х годах М-4 начали активно реконструировать. Ожидается, что по окончании работ дорога на всем протяжении будет иметь минимум четыре полосы. Кроме того, «Дон» активно реконструируют в рамках подготовки к Олимпийским играм, которые пройдут в Сочи в 2014 году.

В декабре 2010 года «Автодор» сдал в эксплуатацию первый в России платный участок М-4 (с 414-го по 464-й км, в Липецкой области). В середине мая прошлого года в Подмосковье открылся еще один 23-километровый платный участок трассы «Дон».

Введение платности на отрезке в Подмосковье сопровождалось скандалами: перед шлюзами по взиманию платы стали образовываться многокилометровые пробки. В этом году дорожники к дачному сезону увеличат количество шлюзов до 28 и надеются, что это позволит разгрузить дорогу.

К 2016 году из 1564 км трассы платными будут 766 км.