Слушать новости

Не день фур

«Газета.Ru» разбиралась, как изменится жизнь московских автомобилистов с 1 марта, когда вступит запрет на транзитное движение фур по МКАД

С 1 марта вступает в силу запрет на езду тяжелых фур по МКАД. Грузовики смогут ездить по этой дороге только ночью — для дневного проезда нужны будут специальные пропуска. Фиксировать нарушения будут камеры, штраф – 300 рублей. Дальнобойщики предупреждают, что власти совершенно не подготовились к ограничению движения фур на МКАД, а последствия этого шага спровоцируют новые трудности. Эксперты говорят, что на МКАД ситуация станет лучше, но коллапс может наступить в Московской области.

1 марта начнет действовать запрет на транзитные грузовики с разрешенной массой свыше 12 т. Тяжелые машины смогут ездить по МКАД только ночью – запрет будет действовать с 6.00 до 22.00. Во время дачного сезона, начало которого власти определили на 1 мая, ограничение будет действовать на два часа больше – с 6.00 до 0.00.

До вступления запрета каждый день по МКАД проезжало около 150 тыс. фур. Примерно 40 тыс. из них — крупногабаритные.

Как считают власти, дневной запрет на движение фур по МКАД разгрузит трассу на 25%.

Департамент транспорта активно занимается оповещением водителей фур, чтобы те не попытались въехать на МКАД после вступления запрета. В подмосковном минтрансе уверены, что ограничение движения фур по МКАД пройдет без затруднений. «В принципе, сложностей никаких не должно быть. Все проинформированы, листовки ГАИ раздаются, щиты выставлены — информирование идет в полном объеме. Стоянки также готовятся. Как заявил министр (Александр Зайцев, министр транспорта Московской области. — «Газета.Ru»), того объема в 5,5 тыс. парковочных машиномест в Московской области, которые на сегодняшний день уже готовы, вполне достаточно, чтобы справиться с объемом грузопотока», — рассказала «Газете.Ru» глава пресс-службы минтранса Московской области Жанна Терехова 28 февраля.

Примечательно, что в конце января 2013 года в подмосковном минтрансе говорили, что Московской области нужны 10 тыс. машиномест для грузового транспорта, тогда как в настоящее время их насчитывается около 5 тыс.

Первоначально идею об ограничении движения грузовиков по МКАД выдвинул столичный градоначальник Сергей Собянин в сентябре 2012 года. Ранее похожие инициативы были у департамента транспорта Москвы, но заметного развития они не получили.

Окончательные сроки введения ограничений для фур были определены в ходе совместного брифинга Министерства транспорта, ГИБДД, правительств Москвы и Московской области в декабре 2012 года. У представителей областных властей возникли опасения, что фуры будут скапливаться в Подмосковье, ожидая 22.00, но московские власти пообещали позаботиться о размещении фур и заявили о сооружении специальных стоянок для дальнобойщиков на тяжелых грузовиках. Площадки с более комфортными условиями пребывания будут только платными, их организацией займутся представители бизнеса.

Для ограничения движения фур власти разместят на МКАД знаки, запрещающие движение грузовиков в дневное время. Несоблюдение требований, предписанных этими знаками, влечет за собой штраф в 300 рублей, гласит часть 1 статьи 12.16 КоАП. По признанию мэра Москвы Собянина, сумма незначительная. Позже градоначальник был одним из инициаторов обсуждения о повышении штрафа до 10 тыс. рублей. Премьер-министр Дмитрий Медведев дал понять, что поддерживает инициативу мэра. Тем не менее за несколько дней до введения запрета на дневное движение грузовиков по МКАД комиссия по безопасности Московской городской думы решила не поддерживать проект по ужесточению штрафов для фур, въезжающих на МКАД в дневное время.

Позже в СМИ появилась информация о том, что и без того невысокие штрафы начнут взимать только в мае: до этого момента водителям фур дадут возможность «привыкнуть» к нововведениям.

Минтранс опроверг эти данные: штрафы за нарушение режима езды по МКАД с дальнобойщиков будут взимать уже в марте.

Контролировать фуры будут с помощью автоматических камер фотовидеофиксации нарушений ПДД. Владельцам многотонников, которые продолжат ездить по МКАД днем, по почте разошлют штрафы в 300 рублей. В ГИБДД Москвы «Газете.Ru» заявили, что также активно готовятся к запрету движения фур, правда, не смогли уточнить, как именно.

Вводимые властями ограничения коснутся не всех: некоторые перевозчики смогут оформить бесплатный пропуск для проезда по МКАД днем. В феврале документ можно было оформить в Центре организации дорожного движения Москвы и области (ЦОДД), а в марте пропуск будут оформлять через интернет.

На сайте ЦОДД указано, что для подачи заявки на пропуск нужно предоставить следующие документы: запрос на предоставление государственной услуги, доверенность на получение государственной услуги, копию документа, удостоверяющего личность заявителя или его представителя, заверенные руководителем организации-перевозчика копии документов, подтверждающих необходимость осуществления грузовой перевозки. К их числу относятся договоры, а также ходатайство органов местного самоуправления муниципальных районов или городских округов с указанием характера перевозимого груза, времени, периодичности и адресов погрузки-разгрузки, маршрута движения.

Кроме того, понадобится заверенная нотариально или руководителем организации-перевозчика копия свидетельства о регистрации транспортного средства. Запрос на 50 и более пропусков представляется по предварительной записи, отмечается на сайте ЦОДД. Оформление краткосрочного пропуска займет два дня, в случае с годовым проездным документом срок рассмотрения заявки вырастет до двух недель. По данным департамента транспорта, власти Москвы будут предоставлять Подмосковью около 12 тыс. пропусков на дневную езду по МКАД для грузовиков. Как заявил заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов, в первую очередь пропуска будут выданы перевозчикам скоропортящихся продуктов, а также транспортным предприятиям, работающим в непрерывном цикле.

На 28 февраля спецпропуски получили уже 800 владельцев фур.

По мнению председателя центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерия Войтко, власти должным образом не подготовились к введению мер по запрету движения фур по МКАД, транспортная инфраструктура не готова.

«Ни водители грузового транспорта, ни москвичи никакого существенного улучшения транспортной обстановки на МКАД не обнаружат. Вся эта информационная накачка, которая шла с ноября-декабря минувшего года, осталась не более чем информационной накачкой, — считает эксперт. – Механизма реализации антипробочной собянинской кампании нет. Кто-то просто отмыл деньги – результат будет нулевым».

При этом Войтко соглашается, что снятие транспортной напряженности на МКАД вполне обоснованно. «Разгрузка МКАДа – процесс неприятный, но необходимый, иначе Москва задохнется. Но нас, автоперевозчиков, не выставляйте пушечным мясом. Покажите нам механизм, который позволит мне избежать противоправного действия, – предоставьте мне стоянки как минимум».

По мнению представителя дальнобойщиков, данные властей о построенных стоянках для грузовиков в Подмосковье – фикция.

«Там, где описано 60 объектов транспортной инфраструктуры, по факту присутствует 11, из которых только пять-шесть готовы принять единицы большегрузного транспорта, — сообщил эксперт. — Как можно на основании недостоверных данных принимать стратегические решения, касающиеся жизнеобеспечения мегаполисов?» Кроме того, Войтко сообщил, что список требуемых для выдачи пропусков заведомо усложняет процесс выдачи документа. «Всегда декларировалось, что при наличии определенных документов о маршрутах перевозок и типе товаров пропуск выдается бесплатно, но я не знаю ни одного человека, кто этот пропуск получил бесплатно», — заявил эксперт.

«Чиновники оперируют несуществующими понятиями. Товарно-транспортная накладная, которую они требуют в списке документов, отменена еще в 2011 году постановлением правительства. Этого документа не существует, а чиновники требуют именно его. Там еще масса документов, которые свидетельствуют о некомпетентности или осознанном злом умысле, направленном на извлечение коррупционной выгоды», — добавил Войтко.

«Есть еще один нюанс, возьмем трассу М10 (Москва — Санкт-Петербург). Это сплошной поток грузовиков, каждый из водителей будет предполагать определенный маршрут: здесь я посплю, здесь перекушу, а ночью проскочу Москву. Эта трасса всегда славилась не самыми лучшими условиями для ночной езды: отсутствие освещения, пешеходных переходов, пробки, — пояснил специалист. — Любое ДТП, затор или плановый ремонт – человек теряет полтора-два часа. Смотрит на часы и понимает, что до 5–6 часов ему нужно долететь до Москвы. Тут начнутся эти гонки – наплевать на режим труда и отдыха, на безопасность движения. Очень не хочется играть роль злого «Нострадамуса», но битые машины, фуры на обочинах, раздавленные пешеходы в раннеутренний период – это все будет».

«Транспортная инфраструктура Москвы формировалась десятилетиями. Один раз шашкой махнуть и сказать, что все поменяется, – увы, не получится», — заявил Войтко.

Эксперты считают, что запрет действительно разгрузит МКАД, однако дорожная ситуация в Московской области, наоборот, может серьезно ухудшиться. «От 30 до 50% фур, которые идут по МКАД, приходится на транзит, — подсчитал аналитик компании «Геолайф» Михаил Каштанов. — То есть начальные и конечные пункты поездки находятся вне пределов города. Таким образом, ожидания по существенному улучшению дорожной ситуации в столице вполне оправданны, и даже приличное количество выдаваемых пропусков этому вряд ли помешает. А вот с обстановкой в Московской области поводов для оптимизма нет. Стоянок для ожидания разрешенного времени въезда явно недостаточно, уже не говоря об отсутствии сервиса на них. Таким образом, водителям придется искать место для стоянки где придется, и это не добавит пропускной способности подмосковным дорогам. Те же, кто решит поехать в объезд, будут вынуждены воспользоваться одной из кольцевых магистралей, проходящих примерно в 40 и 80 км от Москвы. Эти дороги уже сейчас достаточно сильно загружены, обладают в основном одной полосой для движения в каждую сторону и плохо обустроенными обочинами. Они пересекаются с многочисленными железными дорогами и, как правило, в одном уровне, то есть регулируемыми переездами. После введения запрета пробки перед переездами могут вырасти с нынешних 0,5–1,5 км до 5–7 км».

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин рассказал «Газете.Ru», что ограничение движения грузовиков на МКАД нельзя оценивать с позиции «хорошо» или «плохо». «Город обязан управлять спросом на свою транспортную инфраструктуру, это дорогостоящее и тяжелое мероприятие, это естественная реакция города на свои проблемы. Для нас с вами, простых обывателей, это платная парковка, ограничение въезда, а с грузовыми автомобилями – это ограничение по времени и маршрутам движения. Вещь абсолютно неизбежная, от которой ни один город в мире никуда не денется, Москва в том числе, — заявил Блинкин. – Насколько эта мера подготовлена – судить трудно, но я думаю, что со временем все укатается. Если появятся трудности – будут вестись переговоры между властью и перевозчиками. Это же не просто обыватели на своих автомобилях, это серьезный бизнес, очень компетентные профсоюзы. Если что-то произойдет – договорятся. И транспортная администрация, и представители бизнеса – люди адекватные».

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть