Камеры фиксации выводят из тени

Медведев поручил ввести на дорогах РФ знаки, предупреждающие о камерах фиксации нарушений; за год в России камеры зафиксировали 26 млн нарушений



Все камеры видеофиксации будут сопровождаться специальными табличками

Все камеры видеофиксации будут сопровождаться специальными табличками

gibdd.ru
С 1 июля 2013 года на российских дорогах появится знак «Фотовидеофиксация», предупреждающий водителей о наблюдении за возможными нарушениями на данном участке. Соответствующее постановление подписал премьер-министр. На фоне этих известий ГИБДД России опубликовала статистику фиксации нарушений камерами и «парконами» в 2012 году. Эксперты считают, что камеры — коммерческий проект, а знак и разметка не повлияют на ситуацию с аварийностью.

Согласно постановлению правительства, на дорогах РФ появится новый знак и специальная дорожная разметка. Эти нормы внесут в Правила дорожного движения (ПДД), которые регламентируются постановлением правительства. При этом разметка будет использоваться как самостоятельно, например для фиксации нарушений расположения транспорта на проезжей части или соблюдения приоритета при движении, так и для дополнения дорожного знака «Фотовидеофиксация». Как сообщается на сайте Белого дома, проекты нового знака и разметки направлены на согласование членам технического комитета «Безопасность дорожного движения».

«Постановлением предусмотрено введение нового знака дополнительной информации (таблички) «Фотовидеофиксация», а также соответствующей дорожной разметки, которые информируют водителей, что в зоне действия дорожного знака, с которым они применены, либо на данном участке дороги может осуществляться фиксация административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото-, киносъёмки и видеозаписи, или средствами фото-, киносъёмки и видеозаписи», — говорится в сообщении Белого дома.

Сейчас в России законодательно не прописана обязанность ГИБДД предупреждать водителей о работе системы видеофиксации. В некоторых регионах местные власти на добровольных началах устанавливали такие знаки, однако далеко не везде. Кроме того, не было единого формата дорожного знака. Теперь же, скорей всего, это будет знак синего цвета, с черной камерой и белой надписью «ведется фото-видеоконтроль». Ранее ГИБДД на своем официальном сайте объявляло конкурс на разработку знака «Фотовидеофиксация», и наибольшее количество голосов получил как раз этот образец (см. фото).

Для реализации постановления будут изменены несколько ГОСТов, а именно ГОСТ Р 51256—99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52289—2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и ГОСТ Р 52290—2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования». «Реализация постановления будет способствовать повышению уровня безопасности дорожного движения, организации дорожного движения, реализации комплекса мер по снижению смертности от дорожно-транспортного травматизма», — заверяют в правительстве РФ.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2013 года.

На фоне известий о подписании постановления Дмитрием Медведевым ГИБДД отчиталась об использовании средств фото- и видеофиксации на дорогах РФ в 2012 году. По данным ведомства, в 2012 году комплексы наблюдения помогли зафиксировать около 26 млн нарушений ПДД, что составляет больше половины (60%) всех нарушений на дорогах. В ГИБДД подчеркнули, что за предыдущий год количество зафиксированных автоматикой нарушений достигло лишь 16 млн.

Стоит отметить, что большинство случаев фиксируется в Москве. Так, за 11 месяцев камеры в столице запечатлели почти 4 млн нарушений, а автовладельцам было выписано постановлений на 3,15 млрд рублей. На какую сумму постановлений выписано по всей стране, ГИБДД не уточняет.

Центры обработки информации о зафиксированных нарушениях действуют в 72 субъектах РФ. В отчете ведомства сообщается, что в настоящее время по стране работают 2,3 тысячи стационарных камер видеофиксации и еще 3,6 тысячи мобильных комплексов, которые размещают в разных зонах.

Самым распространенным нарушением, попадающим на камеру, стало превышение скорости. Однако в основном все камеры работают на контроль скоростного режима, поэтому сфера действия камер будет расширяться. «В настоящее время реализуются возможности автоматической фиксации, а соответственно, и предупреждения нарушений, связанных с выездом на полосу встречного движения или полосу, предназначенную для движения общественного транспорта, проездом на запрещающий сигнал светофора, в том числе и через железнодорожный переезд», — утверждают в ГИБДД.

Кроме того, в ведомстве напомнили, что «главной целью работы автоматических комплексов фото- видеофиксации нарушений ПДД является предупреждение дорожной аварийности».

Примечательно, что «Газета.Ru» ранее установила, что камеры фиксации нарушений устанавливают не там, где высокая аварийность, а там, где водители чаще нарушают ПДД. Так, в качестве примера была рассмотрена Новослободская улица в Москве, где в районе дома № 55 установлена камера. По данным ГИБДД, аварии на данном участке являются редкостью, а на близлежащих территориях, в частности возле домов № 60 и № 71 аварии происходят в несколько раз чаще, но камеры на этих участках не установлены.

Кроме того, ранее автовладельцы и депутаты заподозрили дорожные камеры в искажении данных о скоростном режиме.

По словам парламентария Вячеслава Лысакова, наиболее распространенная в России система фотофиксации «Стрелка-СТ» неоднократно присваивала автомобилям скорость другой машины в потоке, в результате чего водителям приходили штрафы за нарушения, которых они не совершали. Стоит отметить, что, исходя из опубликованных на сайте госзакупок заявок, стоимость одного комплекса «Стрелка-СТ» составляет около 5 млн рублей.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что введение знаков и разметки перед камерами фиксации нарушений не повлияет на ситуацию на дорогах. «По большому счету совершенно неважно будут обозначены камеры или нет, поскольку тому, кто не нарушает, – ему все равно. Тот, кто нарушает, прекрасно понимает, что камеры могут и не висеть, а фальшивый знак может быть вывешен, либо камера может быть установлена, но не работать», — считает эксперт.

«Будет полная неразбериха в головах: знак висит, а камера-то есть? Будут глазами искать камеру. Многих это будет сбивать с толку, — считает Травин. – Те, кто ездят постоянным маршрутом, — они уже знают, где опасность видеокамер. Это ни хорошо, ни плохо, ни жарко, ни холодно — это вообще никак».

При этом эксперт считает, что установка камер на дорогах РФ в большей степени направлена на получение средств. «Это коммерческий проект, который направлен на извлечение прибыли. Если бы проект был направлен на предотвращение нарушений, то наказывали бы не собственника машины, а того, кто фактически сидел за рулем», — пояснил Травин. Кроме того, Травин уверен, что введение дорожных камер указало на ряд недостатков существующей системы ПДД в России. «Хватит обманывать самих себя и устанавливать в населенных пунктах ограничение скорости в 60 км/ч, — считает специалист. — Этот лимит был установлен в 1960-е годы: тогда были другие машины, другие дороги, другая езда и инфраструктура, тогда это было абсолютно оправданно, но с тех пор прошло 50 лет. Растет мощность автомобилей, улучшается качество дорог, освещения, обозначений. Водители понимают, что оптимальная скорость – 80 км/ч, и едут именно так, а потом исправно платят за это. Их наказывают – они все равно платят».