Пенсионный советник

У водителей наступила страховая история

В России страховщики запустили единую базу автомобилистов, куда будут вносить всю историю аварийности, из которой будет расти коэффициент ОСАГО

Евгений Шипилов 18.01.2013, 18:36
Страховой полис для автовладельцев может стать ещё дороже Артем Житенев/РИА «Новости»
Страховой полис для автовладельцев может стать ещё дороже

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) запустили единую базу автомобилистов, в которую будет заноситься вся история аварийности. В базу уже внесли информацию о 72 млн договоров. Теперь страховщики смогут отслеживать, как часто водитель попадает в ДТП, и корректировать стоимость полиса ОСАГО. Для водителей с негативной «автобиографией» страховка может подорожать втрое.

Российский союза автостраховщиков провел первое в этом году заседание членов правления: на нем обсудили введение в действие Автоматизированной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (АИС ОСАГО). В информационную систему страховщики уже внесли более 72 млн записей о договорах, которые страховые компании заключили с автовладельцами за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года. Всего за два года страховые компании оформили 74 млн полисов ОСАГО — таким образом, база уже наполнена на 90%.

С помощью этой базы страховщики теперь смогут отслеживать историю аварийности каждого автомобилиста и применять так называемый коэффициент бонус-малус.

Этот коэффициент действует еще с 2003 года, однако использовать его на практике из-за отсутствия единой базы было практически невозможно. То есть если у автовладельца негативная страховая история и он часто попадал в ДТП, то ему было достаточно уйти к другому страховщику и сообщить ему, что в аварии он никогда не попадал. То есть его страховая история оказывалась автоматически чистой. Более того, теоретически он мог потребовать бонус за безаварийную езду.

Теперь же у всех участников страхового рынка будет доступ к единой базе, в которую каждый страховщик должен заносить сообщения о любом официально зарегистрированном ДТП с участием своего клиента. За безаварийную езду водителю положен ежегодный бонус — скидка в 5%. Таким образом, если человек ездит десять лет без единой аварии, то ОСАГО ему обойдется дешевле на 50%. Однако единственная авария обнулит всю скидку.

Кроме того, в случае ДТП начинает действовать уже отрицательный коэффициент --малус. Всего за одну аварию в год, в которой водителя признали виновным и страховщик в итоге выплатил ущерб, стоимость полиса вырастет в полтора раза. Вернуть себе изначальный коэффициент водитель сможет только через два года безаварийной езды. За три аварии в год ОСАГО подорожает в 2,5 раза.

У отрицательного коэффициента есть потолок: максимальная стоимость полиса не сможет превысить начальную сумму втрое.

Сейчас базовый тариф на полис ОСАГО составляет 1890 рублей в год (с 2014 года подорожает до 2475 рублей), умноженный на коэффициент, зависящий от водительского стажа и региона. Таким образом, за безаварийную езду водитель получит бонус примерно в 100 рублей, а за десять лет скидка может составить почти тысячу рублей. Вместе с тем высокий коэффициент аварийности может увеличить стоимость полиса примерно до шести тысяч рублей.

Эксперты отмечают, что для автомобилистов с появлением базы мало что изменится, вот только для многих теперь страховка подорожает. Что касается бонуса, то раньше страховые компании и без базы неохотно начисляли скидку. «Когда я приобретал полис ОСАГО в другой компании, а не в той, в которой делал полис все предыдущие годы, то новая попросила показать предыдущие полисы, доказывающие безаварийную езду, — рассказал «Газете.Ru» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — А я старый полис выбросил. Страховщики в итоге сказали, что бонус теперь начислить мне не могут. Поэтому страховщики все равно останутся при своих интересах, а для водителей ничего не изменится».