Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Видеоисточник пополнения бюджета

Камеры фиксации нарушений не снижают аварийность, но повышают сбор штрафов: за 11 месяцев в Москве выписали постановлений на 3,15 млрд рублей

,


За текущий год камеры видеофиксации в Москве запечатлели почти 4 млн нарушений ПДД

За текущий год камеры видеофиксации в Москве запечатлели почти 4 млн нарушений ПДД

simicon.ru
За текущий год камеры видеофиксации в Москве запечатлели почти 4 млн нарушений ПДД, автовладельцам выписано постановлений на 3,15 млрд рублей. Однако камеры зачастую ставят не там, где высокая аварийность, а там, где больше нарушают. Из-за огромных пробок водители реже пользуются автомобилями, но в городе наблюдается всплеск аварийности. Эксперты констатируют: основная цель камер — не борьба с аварийностью, а сбор штрафов.

За 11 месяцев 2012 года столичная ГИБДД вынесла 3 997 294 постановления о штрафах на сумму 3 млрд 142 млн рублей по делам об административных правонарушениях, выявленных комплексами фиксации нарушений, работающими в автоматическом режиме. По данным Центра организации дорожного движения, всего на сегодняшний день в Москве установлены 263 камеры фиксации нарушений — 67 из них работают по выделенным полосам, остальные контролируют скоростной режим и соблюдение правил парковки.

Таким образом, на одну камеру за 11 месяцев приходилось не менее 15 тысяч нарушений, а каждая камера «заработала» почти по 12 млн рублей.

Подавляющее число нарушений – это превышение скоростного режима на 20–40 км/ч (штраф 300 рублей) – таких нарушений более 3,1 млн (около 85%). Таким нарушителям выписано постановлений на сумму 937,5 млн рублей. Затем следует превышение скорости на 40–60 км/ч (1000–1500 рублей) – 270 тыс. таких нарушений (404,7 млн рублей). На третьем месте идет превышение скорости свыше 60 км/ч (штраф 2000–2500 рублей) – 8719 нарушений (21,8 млн рублей). Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (штраф 300 рублей) камеры уже фиксировали 1020 раз (306 тыс. рублей).

За нарушение правил парковки было выписано 108 212 постановлений. Штраф за это нарушение составляет 3000 рублей, за 11 месяцев общая сумма по выписанным постановлениям составила почти 325 млн рублей. За движение по выделенным полосам (штраф 3000 рублей) всего 67 камер выписали 484 520 постановлений – это штрафы на 1 млрд 453,5 млн рублей.

Количество камер в Москве в ближайший год увеличится в три раза. К концу года за дорогами столицы будут следить и фиксировать нарушения уже 600 камер – большая часть из них уже установлена, вскоре они заработают в полном режиме. В течение следующего года власти разместят еще 200 камер.

Упор на программу автоматической фиксации нарушений связан с ростом российского автопарка и параллельной реформой МВД, в ходе которой сокращение штатной численности сотрудников в среднем составило 15%. По задумке ГИБДД, наличие комплексов фиксации нарушений на российских дорогах позволит снизить коррупцию. Однако программа видеофиксации вызывает много вопросов у экспертного сообщества и автомобилистов, подозревающих, что камеры стали важным пунктом пополнения бюджета, но слабо влияют на уровень количества ДТП.

Замглавы ГИБДД России генерал Владимир Кузин заверил «Газету.Ru», что камеры, контролирующие скоростной режим, устанавливают только в очагах аварийности. «Там, где водители чаще нарушают, там и возникают очаги аварийности, — сказал Кузин. – Общий принцип установки камер – предотвращение дорожно-транспортных происшествий, поэтому, естественно, они должны устанавливаться в очагах аварийности».

Сколько стоит комплекс фиксации нарушений

В Москве в основном используется стационарный комплекс фиксации нарушений «Стрелка». Согласно тендерам на сайте госзакупок, средняя стоимость такого комплекса составляет 5 млн рублей.

Действительно, отделы пропаганды ГИБДД регулярно рапортуют о снижении аварийности в местах, где расположены камеры. Однако адреса, о которых мы слышим с экранов телевизоров, обычно выбирают сами гаишники. «Газета.Ru» официально запросила информацию о работе камеры видеофиксации на одной из московских улиц в центре города — улице Новослободской. Здесь дорога имеет по пять полос в каждом направлении, ограничение скорости на ней 60 км/ч. В районе дома № 55 установлена камера фиксации нарушений, которая контролирует скорость автомобилей, едущих из центра. По статистике ГИБДД Москвы, аварийность на данном участке минимальна: за 2011 год там было зафиксировано шесть ДТП, в текущем году – всего одно (это при том, что камеры в Москве устанавливать начали в конце предыдущего года). При этом на соседних участках, возле дома № 60 и дома № 71 на Новослободской улице, где камеры отсутствуют, ДТП происходит в несколько раз больше. На первом участке в 2011 году зафиксировано 79 ДТП, в этом году – 36 ДТП, на втором — 28 и 16 аварий соответственно.

Таким образом в ГИБДД, ответственной за выбор места установки камеры, почему-то приняли решение разместить радар там, где ДТП происходят реже, чем на других участках той же улицы.

Несмотря на то что москвичи начинают пересаживаться на общественный транспорт, о чем регулярно сообщают столичные власти, по городу значительно выросло число аварий, в которых люди погибли или получили ранения. Так, в Москве, где широкий круг водителей через СМИ все-таки хорошо осведомлен о наличии камер фиксации нарушений, в этом году произошло 9528 ДТП с жертвами (рост на 6,2%), в которых 583 человека погибли (рост на 11%) и 11480 получили ранения (рост на 7%).

Многие автомобилисты обращали внимание, что, в отличие от других стран, в Москве (и по всей России) места, где работает камера, не обозначены предупреждающим знаком.

В обозримом будущем европейская практика обозначения автоматических радаров специальными предупреждающими табличками, стимулирующими снижать скорость на контролируемых участках, на московские улицы не распространится.

Источник в ГИБДД России заявил «Газете.Ru», что в ближайшее время поправлять законодательство в этой области никак не планируется. Таким образом, отсутствие информации о камерах показывает прежнюю направленность ГИБДД на наказание нарушителей, а не на профилактику аварийности, уверены эксперты.

Координатор общества «синих ведерок» Петр Шкуматов уверен, что камеры видеофиксации далеко не везде установлены там, где того требует здравый смысл. «В Москве есть места, где камеры и разметка словно специально установлены и нанесены так, чтобы штрафовать каждого водителя, — говорит Шкуматов. – Люди получают штрафы не пойми за что. К примеру, правый поворот по стрелке. Либо ты совершаешь поворот с нарушением, либо рискуешь подставиться под тех, кто едет по среднему ряду. Таких мест по Москве довольно много, и механизмов, способных переломить ситуацию, нет. Пример тому — Севастопольский, 29 (о нем подробно рассказывала «Газета.Ru»). По нашим расчетам, эта камера может собирать сотни миллионов рублей в год. Ответ ГАИ был циничным: они сказали, что если на этом отрезке повысится аварийность и смертность, тогда они внесут изменения. Это абсурдно».

«Недопустимо использовать камеры как источник пополнения бюджета, — соглашается депутат Госдумы Вячеслав Лысаков («Единая Россия»). — Но иногда камеры ставят не в аварийных местах, а в местах-ловушках. Система автоматической фиксации правонарушений необходима для того, чтобы реализовывать принцип неотвратимости наказаний, а не для того, чтобы собирать деньги с автомобилистов и пополнять городской бюджет. Это искажение самой сути системы автоматической видеофиксации. Совершенно цинично отчитываться, сколько денег собрали».