На официальном сайте Минздрава опубликован проект приказа, устанавливающего единый порядок проведения предрейсового и послерейсового медосмотра водителей транспортных компаний. Единый перечень требований к проверкам публикуется впервые. В настоящий момент необходимость проведения подобных проверок прописана в Трудовом кодексе и в ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно законодательству, руководство транспортных компаний должно нести расходы по проведению проверок водителей:
владелец компании выделяет помещение и закупает оборудование, в частности алкотестеры. Новый регламент обязывает транспортников проверять водителей на предмет наркотического опьянения методом экспресс-теста. Осмотр водителей должен будет проводить квалифицированный врач-терапевт, для этого фирме нужно будет заключить договор с лицензированной медицинской организацией. Врач должен будет оценить внешний вид выходящего на смену водителя, поинтересоваться продолжительностью и качеством его сна, а также режимом его питания.
Специалисту предстоит оценить внешний вид и поведение работника, в частности координацию движений и походку, а также мимику и особенности речи.
Врач должен оценить общее эмоциональное состояние водителя и проверить, нет ли у него следов от инъекций; работнику должны измерить температуру тела, артериальное давление, частоту пульса и проверить реакцию его зрачков на свет. Если пульс или давление не будут отвечать норме, эти показатели измерят повторно через 15 минут, но делать это разрешено не более двух раз.
В случае если в ходе экспресс-теста у водителя обнаружили признаки алкогольного или наркотического опьянения, его проверят еще раз, причем экспресс-тестом другого типа (каким именно, документ не поясняет). Если признаки подтвердились, то сотрудника не допустят к работе и отправят в медучреждение, которое засвидетельствует факт употребления алкоголя или наркотиков.
После рабочей смены водитель обязан пройти аналогичный послерейсовый медосмотр. Без прохождения этой проверки допуска к последующей работе также не получить.
После прохождения медосмотра водителю выдадут экземпляр заключения, при этом копия документа останется у медицинской организации, выполнившей проверку.
Ранее Минздрав подготовил законопроект, согласно которому водителей-профессионалов будут тестировать дважды в день — перед выходом на рейс и в конце рабочего дня. За нарушение порядка проведения медосмотров вводятся штрафные санкции в размере от двух до трех тысяч рублей для должностных лиц и от 30 до 50 тысяч для юридических лиц.
Депутат Госдумы единоросс Вячеслав Лысаков рассказал «Газете.Ru», что для соответствия всем заявленным в проекте приказа требованиям транспортникам нужен будет большой штат, который потребует значительного количества ресурсов, которых зачастую нет у многих российских транспортных компаний.
«Документы такого плана должны иметь четкий алгоритм реализации, а не просто навешивать на транспортную компанию обязанность проводить осмотр от терапевтического до наркологического, Должны быть финансово-экономические расчеты, поскольку для многих компаний это может оказаться абсолютной удавкой», — считает эксперт.
«Такие вещи нужно обсуждать непосредственно с профессиональным сообществом», — добавил специалист.
На вопрос о том, скажется ли новый регламент на стоимости перевозок, Лысаков ответил, что документ «может вообще сказаться на существовании транспортных компаний, а не только на тарифах за перевозку, с которыми уже сейчас существует достаточное количество проблем».
«Скорее всего, эти изменения адресованы индивидуальным предпринимателям, которые занимаются извозом и работают на своих машинах», — объяснил «Газете.Ru» руководитель комитета по транспорту московского отделения «Опоры России» Михаил Чопурян. «У них могут возникать проблемы, потому что нужно знать, где находятся медицинские центры (в которых можно пройти осмотр), — отметил эксперт – Любая компания организует проверку централизованно, а вот у индивидуальных предпринимателей это может вызвать определенные хлопоты».
За первые 9 месяцев 2012 года в России произошли 7186 ДТП с участием транспортных средств, зарегистрированных на юридических лиц. В них погибли 970 человек, а 9571 получили ранения.