Автосервисы снимают с гарантии

ФАС намерена оштрафовать компании, заставляющие официальные автосервисы открывать дилерские центры



ФАС дала автокомпаниям месяц на то, чтобы прописать четкие правила взаимоотношений с дилерами

ФАС дала автокомпаниям месяц на то, чтобы прописать четкие правила взаимоотношений с дилерами

Thinkstock/Fotobank.ru
Покупая новый автомобиль, каждый автовладелец автоматически оказывается привязанным к официальному сервисному центру. Регулярное техобслуживание и ремонт в нем стоят дороже, чем у конкурентов-неофициалов, а качество часто бывает ниже. Все это делается только для того, чтобы не потерять право на гарантийный ремонт. ФАС предлагает переломить эту ситуацию.

На этой неделе Федеральная антимонопольная служба обнародовала результаты проверок дистрибьюторов и дилеров автомобилей марок Skoda, Hyundai, Kia, Ford, Land Rover и Jaguar, а также поставщиков запасных частей к автомобилям Audi, Skoda и Volkswagen.

Ведомство заявило, что обнаружило многочисленные нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились во взаимоотношениях дистрибуторов с дилерскими центрами.

Претензии ФАС вызвало отсутствие четких и ясных правил, регламентирующих политику дистрибуторов и дилеров. Например, для того чтобы вновь открывшийся сервисный центр мог получить статус официального, автокомпании требовали, чтобы на этой же территории был открыт автосалон по продаже автомобилей тех марок, на ремонте которых специализируется мастерская.

В противном случае компания отказывала в продаже оборудования для диагностики и ремонта; кроме того, существовал запрет на продажу оригинальных запчастей всем неавторизованным станциям технического обслуживания.

«Официалы», в свою очередь, не могли заниматься ремонтом автомобилей конкурирующих марок и закупать автокомпоненты у поставщиков, не согласованных с дистрибуторами. Кроме того, компании вмешивались в ценовую политику своих дилеров, устанавливая минимальную цену перепродажи запчастей конечным потребителям – клиентам ремонтных мастерских.

Тем, кто пытался сопротивляться такой политике, могли увеличить сроки поставки автомобилей или запчастей к ним либо вовсе их прекратить на неопределенный срок. Еще одним средством сдерживания дилеров было искусственное ограничение дилерских соглашений, которые компания могла досрочно прекратить. Претензии ФАС вызвало также низкое в ряде случаев качество обслуживания.

ФАС дала автокомпаниям месяц на то, чтобы разработать четкие правила взаимоотношений с дилерами и разрешить неофициальным автосервисам свободно закупать оригинальные запчасти. В противном случае ведомство угрожает возбудить дела в отношении нарушителей.

Проверки ФАС – результат начавшихся переговоров ведомства с Ассоциацией европейского бизнеса, которые АЕБ начал еще в конце прошлого года. Комитет автопроизводителей ассоциации предложил разрешить неофициальным автосервисам осуществлять гарантийный ремонт автомобилей наравне с авторизованными сервисными центрами.

По мнению комитета, такая политика в рамках грядущего вступления России в ВТО сделает рынок конкурентным и более демократичным. Если позволить автовладельцу самостоятельно выбирать, где проходить ТО и ремонтировать свой автомобиль, то это повлияет на ценовую политику официальных станций технического обслуживания: стоимость услуг снизится, а качество работ, наоборот, возрастет.

При этом АЕБ хочет разрешить и неавторизованным автосервисам, и официальным СТО использовать неоригинальные запчасти, если они прошли необходимую сертификацию и соответствуют стандартам производителя автомобилей.

На сегодняшний день все покупатели гарантийных автомобилей обязаны проходить регулярное техническое обслуживание и весь ремонт в рамках гарантийного срока только в официальных авторизованных сервисных центрах марки с использованием оригинальных запчастей.
Как показывает практика, это приводит к монополизации компаний в этой отрасли и к искусственному завышению цен на услуги. В Москве стоимость нормочаса (одного часа работы мастера) в официальных СТО в среднем в полтора раза выше, чем у «неофициалов» при равном качестве обслуживания. При этом следует учитывать только специализированные под ремонт конкретных марок автосервисы, не получившие статуса авторизованных.

В интернете существует масса примеров того, что официальная СТО зачастую делает некачественный ремонт или специально ломает автомобиль, чтобы «раскрутить» клиента.

Последний громкий случай произошел в середине января в Ульяновске. Сотрудники официального сервиса Mitsubishi — компании «Мотом» — устроили гонку на клиентском Mitsubishi Pajero, а когда владелец автомобиля, забрав его, обнаружил неисправность в подвеске, диагностировали проблему в торсионах и предложили вновь сдать автомобиль на ремонт.

Спасло мужчину то, что в его машине работал видеорегистратор, который проигнорировали мастера.

Если АЕБ удастся пролоббировать свой проект, допуск на рынок независимых ремонтных мастерских заставит официальные компании повысить качество обслуживания, чтобы сохранить клиентскую базу. Кроме того, это позволит существенно снизить цены, в первую очередь на техническое обслуживание, регулярное прохождение которого составляет большую часть прибыли сервисных центров. Переговоры АЕБ и ФАС находятся в начальной стадии, и, по заявлению ассоциации, все будет зависеть от позиции антимонопольного ведомства.