Слушать новости
Слушать новости

Ветер перемен подул на «АвтоВАЗ»

Ветер перемен «АвтоВАЗа»

Минэкономразвития, Минпромторг и Минфин одобрили концепцию развития «АвтоВАЗа» — после утверждения документа в правительстве он получит 28 млрд рублей на погашение долгов и начнет модернизацию. Всего же на оздоровление понадобится 184 млрд. Но если компания не научится продавать свою продукцию, вливания не окупятся.

Профильные министерства одобрили программу развития «АвтоВАЗа», это дает основание «Ростехнологиям» перечислить предприятию 28 млрд рублей на погашение долгов, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на заместителя министра экономического развития Андрея Клепача. В правительственную комиссию, на рассмотрении которой находился бизнес-план, входят представители Минэкономразвития, Минпромторга и Минфина.

После одобрения заинтересованными ведомствами инвестиционная программа «АвтоВАЗа», оцениваемая руководством завода в 184 млрд рублей, поступит на утверждение в правительство.

Однако модернизация начнется только после реструктуризации долгов предприятия – средства на это будут перечислены через «Ростехнологии».

Представители министерств воздерживаются от комментариев относительно хода согласования. В Минпромторге лишь отмечают, что бизнес-план «АвтоВАЗа» полностью соответствует концепции развития отечественного автопрома. «Стратегия развития ОАО «АвтоВАЗ» основана на тех целевых перспективах развития автопрома, которые согласованы со всеми заинтересованными ведомствами и отражены в концепции развития российского автопрома до 2020 года», — сообщил «Газете.Ru» источник в ведомстве.

Эксперты же считают, что нынешний бизнес-план «АвтоВАЗа» выглядит как весомое обоснование для выделения дополнительных госсредств, однако ряд важных стратегических вопросов остается непроработанным.

По мнению начальника департамента стратегических исследований компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игоря Николаева, в бизнес-плане «АвтоВАЗа» недостаточное внимание уделяется повышению спроса на продукцию завода. «Я считаю, что программа «АвтоВАЗа» не направлена на то, чему должно уделяться внимание в первую очередь. Усилия должны быть сконцентрированы на повышении спроса. Если это зависит от качественных характеристик, необходимо повысить качество, если спрос может быть увеличен с помощью кредитов – проработать механизмы кредитования. Для этого необходим целый комплекс мероприятий и ясное понимание задачи.

Кроме того, наличие спроса, безусловно, зависит от общеэкономической ситуации в стране», — рассуждает Николаев.

Президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров на заседании правительства Самарской области сообщил, что к 2020 году «АвтоВАЗ» рассчитывает производить более миллиона автомобилей в год, а модельный ряд расширить до 9 моделей. Выпуск автомобилей на платформе B0 Renault-Nissan должен начаться до 2013 года, в те же сроки планируется разработать семейство дешевых автомобилей на базе Kalina, которое заменит автомобили «классического» семейства ВАЗ-2105 и 2107, а впоследствии – и Samara. Lada Priora в 2011–2012 годах должна пережить фейслифтинг. Lada 4x4 на этом этапе также сохранится в производстве. С 2014 по 2017 годы должны быть выпущены еще две модели на базе Renault, а к 2020 году планируется выйти на уровень 1,24 млн автомобилей в год.

«План четко понятен – он был подготовлен для того, чтобы добиться выделения заводу дополнительных средств. Вопрос только в том, сколько денег будет запрошено сейчас, а сколько — чуть позже»,

— отмечает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По мнению эксперта, в процессе модернизации «АвтоВАЗ» из автогиганта, кормившего порядка 700 тыс. человек (население города Тольятти), должен превратиться в небольшое прибыльное предприятие. При этом число тех, кто будет задействован в производстве, будет гораздо меньшим. По словам главы независимого профсоюза «АвтоВАЗа» «Единство» Петра Золотарева, обстановка среди работников предприятия напряженная, у рабочих по-прежнему отсутствует уверенность в завтрашнем дне. Уже сейчас со 110 тысяч человек штат сократился до 77 тысяч. Часть из них были искусственно переведены в новые дочерние предприятия.

«Финансируемые государством дочерние предприятия, на которые изначально планировалось перевести до 13 тысяч человек, среди рабочих считаются ненадежными

— дело в том, что средства на их финансирование заложены в госбюджет лишь на 14 месяцев. Далее судьба этих предприятий остается неизвестной. Мы задавали этот вопрос заместителю министра промышленности и торговли Станиславу Наумову, когда он посещал Тольятти, но ответа не получили», — рассказывает Золотарев.

В то же время, по словам профсоюзного лидера, с марта 2010 года объемы производства автомобилей были увеличены, и ряд сотрудников, ранее намеченных к переводу в «АвтоВАЗ-Перспективу» и «Реформинг Центр», вернулись на свои места. Другие сотрудники, сопротивлявшиеся переходу в дочерние компании, были предупреждены об увольнении по сокращению штата (в соответствии с Трудовым кодексом).

Согласно стратегии развития, на «обновленном» «АвтоВАЗе» будут работать около 69 тысяч человек.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть