Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Почему рынок должен расплачиваться за безграмотность водителей?»

Год европротоколу

Система прямого урегулирования убытков по ОСАГО действует уже год. За это время к своему страховщику, а не в компанию обидчика обратились 7,5% пострадавших в ДТП, в 2010 году эта цифра может увеличиться до 20-30%. Упрощенным оформлением аварии водители почти не пользуются. Почему так происходит, начальник управления европейского протокола РСА Андрей Юрьев объяснил в интервью «Газете.Ru».

— До введения европейского протокола водители, попавшие в аварию не по своей вине, должны были идти в страховую компанию виновника ДТП и требовать возмещение убытков. Часто сумма выплат и сроки не устраивали водителей, что приводило к конфликтным ситуациям и судам. Как страховщики научились договариваться друг с другом?

— Действительно при определенных условиях (не больше двух участников ДТП, отсутствие раненых, а также наличие полисов у обоих водителей) ОСАГО позволяет оформить выплату по системе прямого урегулирования. То есть пострадавший водитель идет к своему страховщику, который переводит ему деньги. Дальнейшие взаиморасчеты между страховыми компаниями клиента не затрагивают. Но ситуация, в которой одна компания рассчитывает за другую, содержит в себе возможные конфликты. Страховщик клиента может задирать сумму выплаты, чтобы отстоять своего клиента, компания страховщика может эту сумму занижать, и трудности с расчетами могли бы вылиться в массовые судебные процессы и просто парализовали бы рынок. Но, к счастью, во Франции уже давно прошли через эту стадию и разработали систему фиксированного взаиморасчета компаний, которой мы и воспользовались.

По этой системе при урегулировании любой аварии компании рассчитываются по фиксированной ставке. То есть если одна компания выплатила за другую 3 тысячи рублей или 60 тысяч, ей компенсируют 25 тысяч. Согласно теории больших чисел, при постоянном взаиморасчете к концу года бюджеты сойдутся в ноль. Водители сделали 152 990 обращений, по которым было выплачено по 104 589 случаям. Остальные случаи еще находятся на рассмотрении, т.к. самое большое количество обращений клиентов было зафиксировано в феврале 2010 года.

— Как это происходит технологически?

— Мы создали электронную систему взаимодействия между страховщиками. Только на подготовку программного обеспечения у нас ушло больше года. Еще год мы вырабатывали методику. Теперь, чтобы сделать запрос в компанию и выяснить, застрахован ли в ней обидчик клиента, страховщику нужно воспользоваться этой системой. Так же мы контролируем сроки выплат и взаиморасчетов, чтобы отследить, насколько добросовестно компании выплачивают компенсации друг другу. Что касается фиксированных сумм, сейчас они делятся лишь по территориальному признаку –10 регионов, где у каждого своя ставка компенсации. Но мы планируем расширить тарифную систему, выделив еще типы транспорта – отечественные легковые, легковые иномарки и другие виды транспорта.

— Система прямого урегулирования — это еще и возможность оформлять аварию без участия ГИБДД. Этой системой водители пользуются?

— Практически нет. Мы заложили в закон об ОСАГО, что при мелкой аварии, когда сумма компенсации не превысит 25 тысяч рублей, возможно запросить выплату только по заполненным заявлениям об аварии. Для этого были внесены изменения и в Правила дорожного движения, где оговаривается эта практика (пункт 2.6.1 ПДД). Мы хотели, чтобы автомобилистам не нужно было стоять часами в ожидании инспекторов, когда повреждено только крыло у машины или разбита фара, и могли сэкономить время и силы. Но люди не пользуются этой возможностью.

— Наверное, они просто не доверяют страховщикам и боятся остаться без денег. Как вы считаете?

— Думаю, водители просто не умеют заполнять Извещения о ДТП. Главное условие, чтобы данные в Извещениях были идентичны, и у участников аварии не было разногласий по обстоятельствам произошедшего ДТП. В противном случае страховщик откажет в выплате. К примеру, в Америке школьников учат заполнять налоговые декларации. У нас автошколы также должны учить заполнять заявления, но они этого не делают. И в состоянии шока на месте аварии водители элементарно боятся что-то напутать. Думаю, что нужно добавить в список экзаменационных вопросов ГИБДД еще и правила заполнения таких Извещений о ДТП. Тогда лед тронется. Мы однозначно готовы к диалогу в данном направлении с ГАИ России и Минфином.

— А может быть, нужно обязать компании в спорных случаях европротокола не отказывать клиенту, а выяснять обстоятельства? А то получается, что, если человек просто ошибся, его автоматически приравнивают к мошеннику и отказывают в выплате.

— Если подключить к этой системе, скажем еще и службу аварийных комиссаров, либо иные сервисы для проверки обстоятельств произошедшей аварии, то это, без сомнения, увеличит себестоимость ОСАГО, а значит, придется пересматривать тарифы, которые и так за 6 лет ни разу принципиально не повышались. Почему рынок должны расплачиваться за безграмотность водителей? Если автомобилист не уверен в себе - пусть оформляет аварию с ГИБДД.

Новости и материалы
В Crocus Group назвали объем ущерба от теракта, который может покрыть страховка
Стало известно о допросах родственников террористов из «Крокуса» в Таджикистане
В МИД России указали на попытки Запада внедриться на Южный Кавказ
Стали известны детали визита Нарышкина в КНДР
Сергей Светлаков о романе с Брежневой: «Нужны были друг другу творчески»
Названа группа лекарств, повреждающих сердце
Агаларов подтвердил, что «Крокус Сити Холл» находится в залоге у Газпромбанка
Vivo представила в России смартфон с корпусом-хамелеоном
«Крым мой»: Бледанс снялась в ярком наряде в Ялте
Представительство ДНР сообщило о ракетном ударе ВСУ по республике
Агаларов заявил, что эвакуационные выходы в «Крокусе» работали в штатном режиме
Террористы «Крокуса» при бегстве бросили взрывчатку возле трассы
В Москве ходившему под видом ветерана в школы пенсионеру грозит 20 лет за растление детей
В Европе заявили о невозможности возвращения Украины к границам 1991 года
Производство мороженого в РФ достигло рекордных объемов
На Украине заявили, что не знают, как разблокировать границу с Польшей
Розыгрыш Кубка Гагарина — 2024 назвали непредсказуемым
Охлобыстин о Ваксмане: «Человек-легенда»
Все новости