ОАО «Ижевский машиностроительный завод» («Ижмаш»), на 57% принадлежащий государственной корпорации «Ростехнологии», увеличил в четвертом квартале свою долю в ОАО «ИжАвто» — с 0,04% до 24,7%. Об этом заявили представители «Ижмаша». Таким образом, под контроль создаваемого на базе «Ростехнологий» российского автомобильного суперхолдинга «Росавто» переходит очередной крупный завод.
«Ростехнологии» владеют 25,1% акций «АвтоВАЗа» и 37,8% акций КамАЗа. Кроме того, ГК «Ростехнологии» еще в сентябре объявила о намерении выкупить 13% акций КамАЗа у «Тройки Диалог», увеличив свою долю с 38% до 51%.
Сделка пока не состоялась. В собственности «Ростехнологий» находится также более 30% ярославского моторного завода «Автодизель», входящего в группу ГАЗ.
«АвтоВАЗ», оставаясь лидером по производству и реализации легковых автомобилей, остается также лидером нерентабельности. В свою очередь, лидер по выпуску большегрузных автомобилей КамАЗ, по мнению аналитиков, «балансирует на грани рентабельности» и первым из крупных автопроизводителей может выйти «в ноль» в следующем году.
Вопрос о возможном включении в «Росавто» удмуртского завода-банкрота долгое время оставался неопределенным.
Если летом представители «Ростехнологий» неоднократно заявляли о том, что «ИжАвто» их не интересует, то осенью интонация смягчилась. А в начале ноября, побывав в Ижевске, глава госкорпорации Сергей Чемезов даже сообщил местному телевидению, что «ИжАвто» — «действительно хороший завод… он в прекрасном состоянии, грех его не использовать».
Структура руководства будущего автохолдинга, как ожидается, будет похожа на новое руководство «АвтоВАЗа»: председателем совета директоров станет Чемезов, гендиректором – нынешний глава КамАЗа Сергей Когогин.
До весны этого года «ИжАвто» владела группа СОК. Однако после резкого падения продаж и накопления долгов группа СОК продала «ИжАвто» входящим в него же предприятиям – ООО «Иж-Комплект», ООО «Гросс» и ООО «Норэкс», — взяв в качестве оплаты собранные на заводе корейские автомобили. В мае завод остановил работу. В сентябре арбитражный суд Удмуртии начал процедуру банкротства предприятия.
По результатам проверки Генпрокуратурой России обстоятельств вывода активов СОК из «ИжАвто» по факту преднамеренного банкротства ОАО было возбуждено уголовное дело.
Руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что другие крупные производственные предприятия в «Росавто» не вольются: «Фактически, происходит естественный процесс, и он близок к завершению. У «АвтоВАЗа», КамАЗа и «ИжАвто» были такие мощные связки, что в рамках общемировой тенденции к альянсам они должны были рано или поздно объединиться».
Тот факт, что за всем стоят «Ростехнологии», по мнению эксперта, также нормален: «У госкорпорации более 400 предприятий. Теперь у них есть еще и автомобильный холдинг. Это нормальный процесс».