«Ижавто» уже приехал

«Ижавто» начал банкротиться

ИТАР-ТАСС
Арбитражный суд Удмуртии в пятницу признал обоснованным иск «Ижавто» о банкротстве и ввел на предприятии режим наблюдения. Завод сейчас не работает, а его оборудование арестовано по просьбе кредиторов.

Арбитражный суд Удмуртии в пятницу приступил к рассмотрению иска ОАО «Ижавто», попросившего признать его банкротом, сообщили «Газете.Ru» в суде. На первом заседании иск был признан обоснованным. Также было принято решение о введении на заводе процедуры наблюдения сроком 6 месяцев. На предприятии назначен временный управляющий — Рашид Загидулин, член казанского некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Гильдия арбитражных управляющих». Его кандидатура была предложена самим автопроизводителем, и в его функции будет входить наблюдение за сохранностью имущества предприятия до завершения процедуры банкротства. Назначена также дата следующего заседания по иску — оно состоится 4 марта 2010 года.

«Как будут развиваться события после начала процедуры банкротства — предугадать сложно» — сообщили «Газете.Ru» на предприятии перед заседанием. Планов возобновления производства пока нет.

Кредиторы «Ижавто» ход банкротства не комментируют.

Согласно закону о банкротстве, с момента введения наблюдения на предприятии снимаются аресты на имущество должника, если они еще не вступили в силу. Однако ввиду пятничного заседания тот же суд в конце августа заранее в срочном порядке арестовал принадлежащее ООО «Иж-Капитал» (дочернему предприятию «Ижавто») производственное оборудование в обеспечение иска одного из крупнейших кредиторов автозавода, банка «Уралсиб». Сумма иска — 600 млн руб. и $8 млн.

«Ижавто» должен кредиторам свыше 14 млрд руб. Из них более 8 млрд руб. завод задолжал Сбербанку, выдвинувшему против предприятия несколько крупных исков. Кроме того, кредиторами завода являются Альфа-банк и банк «Зенит».

«Ижавто» до кризиса работал с прибылью. По данным Счетной палаты РФ, деятельность завода стала убыточной с третьего квартала 2008 года. В качестве причин специалисты СП назвали «нерациональный подход к обращению с финансами». Из оборота на кредитование покупателей автомобилей привлекались большие средства, а механизма контроля за своевременным возвращением задолженностей не было разработано. В итоге у контрагентов накопились значительные долги, просрочка по которым доходила до 20 месяцев.

Другой причиной, приведшей к банкротству «Ижавто», Счетная палата назвала «уязвимость промышленной сборки и недостаточный анализ ее технических характеристик». Эту уязвимость выявила девальвация рубля. По словам генерального директора завода Михаила Добындо, самая ходовая продукция «Ижавто» — корейские KIA Spectra, Rio и Sorento — собиралась из компонентов, поставлявшихся за доллары. Продавались же они за рубли. После девальвации рубля прежняя схема промышленной сборки для российского рынка стала убыточной, а новую ввести не удалось.

Весной этого года группа СОК, владевшая контрольным пакетом «Ижавто», произвела вывод активов, обменяв 74,76% акций завода его же дочерним предприятиям «Гросс», «Норекс» и «Иж-комплект» на автомобили на сумму $200 млн.

Конвейеры «Ижавто» стоят с мая 2009 года. Из 5,5 тыс. рабочих, занятых на предприятии до кризиса, сейчас осталось немногим более 3 тыс. человек. Они, как рассказали «Газете.Ru» на заводе, заняты в основном в программе альтернативной занятости, которую проводит администрация Удмуртской республики, то есть убирают территорию. Люди формально находятся в оплачиваемых отпусках и получают около 6–7 тыс. руб. в месяц.