Деньги на дороги уйдут под землю

На востоке Москвы появится тоннель длиной 4 километра

ИТАР-ТАСС
На востоке Москвы планируется строительство тоннеля длиной 4 километра. Столичные власти объясняют, что хотят спасти от сноса исторический район. Эксперты говорят, что дорогостоящий проект нужен властям лишь для того, чтобы «освоить» на нем больше денег.

Между проспектом Буденного и Ростокинским проездом на востоке Москвы решено построить четерехкилометровый тоннель. Об этом «Газете.Ru» рассказал пресс-секретарь префектуры Восточного административного округа Андрей Иванов. Правительство столицы, по его словам, приняло такое решение, чтобы не сносить исторические районы при строительстве Северной рокады.

«Первоначально предполагалось, что Северная рокада, призванная разгрузить столичную кольцевую систему, пройдет по Измайловскому валу, Преображенскому валу, улице Богатырской. Эти улицы планировалось расширить.

Однако в ходе обсуждения на уровне правительства Москвы было решено, что это неоправданно как по затратам, так и по степени неудобств для жителей.

Ведь район, через который планировалось пустить рокаду, — один из старых районов города, и при строительстве на поверхности пришлось бы снести слишком много жилых зданий, — рассказал собеседник. — К тому же в зону строительства попал бы ряд исторических культурных объектов, внесенных в список охраняемых зданий Москомнаследия. В итоге было принято решение о прокладке тоннеля на глубине 40 метров, с выходами на Большую Черкизовскую улицу и на Семеновскую площадь».

Строительство четырехкилометрового тоннеля планировалось начать в этом году, однако финансовый кризис заставил правительство отложить начало работ на три года. «Бюджет тоннеля еще не разработан. Все будет зависеть от экономической ситуации, — пояснил Иванов. — Пока даже не решено, каким он будет. Возможно, трехполосным. Но есть и планы сделать его четырехполосным, и даже пустить под землей скоростной трамвай».

Однако эксперты считают, что дело в другом.

Тоннель — самый дорогостоящий метод дорожного строительства, отметил в разговоре с «Газетой.Ru» член общественного совета Федерального дорожного агентства Вячеслав Лысаков.

«Правительство Москвы чаще всего выбирает самые сложные и дорогие строительные решения, — отметил эксперт. — Мы однажды официально спрашивали власти города, почему они выбирают рытье тоннелей где надо и где не надо, даже в чистом поле. На что нам бесхитростно ответили, что у них есть дорогая техника — проходческий щит немецкого производства Herren Kneht — и «стоит вопрос о его полной загрузке». То есть ни экономическая, ни инженерная целесообразность в таких случаях во главу угла не ставится — лишь бы потратить максимум денег и оправдать уже потраченные».

Решение о прокладке тоннеля в Восточном округе, считает эксперт, нельзя было принимать келейным образом, без этапа общественного обсуждения. «А именно так в данном случае и произошло: не спросили ни экспертное сообщество, ни общественные организации, а известили об уже принятом решении.

В условиях кризиса, когда урезается финансирование на многие важные проекты, такие действия вызывают привычные подозрения, что власть снова хочет потратить средства налогоплательщиков, исходя из собственных интересов», — считает Вячеслав Лысаков.