Госкомпания «Беда России»

В России будет госкорпорация по управлению автодорогами

ИТАР-ТАСС
В России появится госкомпания по управлению автомобильными дорогами. Одной из главных задач новой организации должно стать привлечение частных инвестиций на дорожное строительство. Однако, по мнению экспертов, это не решит проблем дорожного строительства, а лишь приведет к новым.

Российское правительство создаст единую госкомпанию по организации строительства и эксплуатации автодорог, об этом в пятницу сообщил заместитель председателя правительства Сергей Иванов на форуме «Эксперт-400», передает ИТАР-ТАСС. «Принято принципиальное решение о создании государственной компании по управлению автомобильными дорогами», — цитирует зампреда информагентство. По словам Иванова, госкомпания также займется управлением и развитием объектов на территории примыкающей к дорогам. «Сейчас идут переговоры о том, какая будет структура у госкомпании», — пояснил источник «Газеты.Ru» в Федеральном дорожном агентстве «Росавтодор».

По словам члена общественного совета «Росавтодора» Вячеслава Лысакова, речь идет о госкорпорации «Автодор», которая будет заниматься обслуживанием федеральных трасс. Однако у специалистов существуют серьезные сомнения о правомерности новой структуры.

Эффективную форму управления дорогами ищут уже много лет. Например, до 2003 года в России средства для строительства дорог собирали в региональные и федеральные дорожные фонды. Сюда поступали деньги от налогоплательщиков и те средства, которые получали от выплаты штрафов ГАИ. Однако затем их признали убыточными и упразднили. В результате административной реформы налоговые сборы поступают сначала в общий бюджет, и оттуда они поступают к дорожникам. Управлением автодорогами сейчас занимается «Росавтодор» и еще около 300 предприятий с различными формами собственности. Однако справиться с проблемой дорожного строительства им не удается. «40 тыс. населенных пунктов в стране не имеют дорог с твердым покрытием. Лишь 37% трасс федерального значения и 24% региональных дорог отвечают техническим требованиям. Еще в прошлом году Минтранс обещал, что к 2015 году 100% дорог приведут в порядок. Однако в этом году чиновники свои прогнозы скорректировали: в последнем отчете министра транспорта Левитина к 2015 году техтребованиям должны будут соответствовать лишь 50% дорог», — заметил Лысаков.

При этом и форму дорожной госкопорации эксперты считают весьма сомнительной. Такие госорганизации стали достаточно популярны последние несколько лет. Суть в том, что госкорпорация может пользоваться госфинансированием, но при этом и допускает наличие собственности, не подконтрольной государству. По задумке чиновников, новая структура будет зарабатывать деньги для строительства новых дорог и привлекать частных инвесторов к этому процессу.

«Велика вероятность, что при такой форме организации еще больше средств будет уходить по карманам чиновников, так и не доходя до строителей.

Госкорпарация — очень невнятная структура с точки зрения подотчетности налоговым органам, да и с юридической точки зрения», — считает специалист.

Обсуждение вопроса о госкомпании по управлению дорогами началось еще несколько лет назад. Однако никакой конкретики до сих пор нет, отмечает президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. Главный вопрос, который стоит перед разработчиками новой госкомпании, в том, какими полномочиями должна обладать эта структура.

Чиновники склоняются к тому, чтобы отдать в ведение госкорпорации только платные дороги, отмечают источники «Газеты.Ru», близкие к данной теме.

Аналогичные госкорпорации успешно работают в США, Японии, Южной Корее, Малайзии и других странах.

Эксперты сходятся во мнении, что за строительством дорог необходимо установить жесткий государственный контроль над качеством работы дорожников и расходами. «Нынешняя система категорически не справляется со своими обязанностями по целому ряду причин: нет законов, нет профессионалов, нет тех, кто бы следил за качеством работы дорожников», — замечает профессор кафедры проектирования дорог МАДИ Владимир Залуга. С ним согласен Скворцов. По его мнению, в большинстве стран государство гораздо жестче регламентирует работу дорожников. «Система организации управления автодорогами требует серьезной доработки. В первую очередь нужно переходить к новым формам управления деньгами. Куда лучше работал бы «Росавтодор», если бы у него было больше возможностей принимать решения самостоятельно», — отмечает он.

Кроме того, по мнению Лысакова, существенно осложняет проблему тот момент, что в строительстве дорог по-прежнему используются подходы, выработанные еще в 60–70-х годах. «Дороги, которые строятся сейчас, приходится ремонтировать каждые 3–4 года. В результате почти все средства уходят на латание дорожных дыр», — отмечает он.

Сейчас уже есть технологии, которые позволяют дорогам служить по 20 лет без ремонта: в основе такого строительства лежит использование сверхпрочных плит, которые плотно стянуты между собой. Таким образом дороги строятся сегодня в большинстве развитых стран. По словам специалиста, в 2007 году в России было построено около 495 км федеральных дорог. Для сравнения: в Китае за год сдается более 50 тыс. км. «У России сейчас всего 47 тыс. км федеральных трасс. Задачи, которые ставит перед собой правительство: к 2020 году удвоить их количество. То есть за 12 лет мы построим столько же километров дорог, сколько в Китае делают за год», — констатировал Лысаков. При этом, как отметил эксперт, в свете последних событий не исключено, что финансирование дорожного строительства будет пересмотрено в меньшую сторону, и в таком случае состояние дорог в России станет еще хуже.