Бесконтрольные маршрутки

В России было оштрафовано боле 20 тысяч пассажирских перевозчиков на сумму 90 млн рублей

ИТАР-ТАСС
Качество пассажирских перевозок в России останется низким и небезопасным. За первую половину 2008 года Госавтонадзор уже наложил на перевозчиков 20 тысяч штрафов на общую сумму 90 млн рублей. Однако это не смогло спасти от гибели и увечий десятки пассажиров.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта — Госавтодорнадзор — опубликовало отчет о проверке пассажирских перевозчиков в первом полугодии 2008 года. По итогам работы надзорной организации было проведено более 59 тыс. проверок, которые выявили серьезные нарушения. «Были проведены как плановые, так и внеочередные проверки – по фактам ДТП, которые вскрыли нарушения законодательства перевозчиками», — рассказал «Газете.Ru» главный госинспектор Госавтодорнадзора Николай Илюшин.

В результате у 63 пассажирских перевозчиков приостановили деятельность по перевозу граждан, а 27 фирм вовсе лишились лицензии. Кроме того, 20 тысячам предпринимателей были выписаны штрафы на общую сумму 90 млн руб. В Госавтодорнадзоре отмечают, что в 2008 году наметилось небольшое снижение аварийности коммерческого транспорта. Однако количество смертей по вине водителей автобусов и маршруток все еще высоко.

Только в первом полугодии аварии по вине автобусов унесли жизни 170 граждан и еще 3167 человек были тяжело травмированы и ранены.

Илюшин отметил, что злоупотребление режимом труда и отдыха – это одно из самых распространенных нарушений в работе коммерческого транспорта. «В погоне за деньгами каждый десятый водитель выходит на маршрут в состоянии переутомления. По путевому листу значится выезд в 05:00 утра, а возвращение в гараж в 23:00», — рассказывает собеседник. Также фирмы перевозчики часто не проводят медицинского свидетельствование своих шоферов, допускают к работе водителей, не имеющих требуемого 3-летнего стажа вождения, и выпускают транспорт, не прошедший ТО.

Однако у надзорной организации не так много рычагов для воздействия на фирмы-перевозчики. Отзыв либо приостановка деятельности назначается только решением суда и, как правило, по факту аварии, повлекшей смерть более двух людей. В остальных случаях Госавтодорнадзор может только через суд требовать назначить штраф провинившейся организации. На индивидуального предпринимателя суд может наложить штраф до 5 тыс. рублей, а на юридическое лицо — до 40 тыс. рублей. С учетом оборота этого бизнеса такие потери восполняются в течение одного дня. «При этом по закону зайти с проверкой в одну и туж е фирму мы можем не раньше чем через 2 года, — говорит Илюшин. – В исключительном случает проверку можно провести только по факту новой аварии или по запросу ГИБДД». В Госавтодорнадзоре поясняют, что более плотный контроль за пассажирским транспортом лежит на ГАИ.

В ГАИ поясняют, что они обязаны проверять перевозчиков только раз в год. «Ежегодно в России ГИБДД проводит плановую операцию «Автобус», — рассказал «Газете.Ru» представитель ГАИ России.

Проверяются все наземные перевозчики. «Самые распространенные нарушения – плохое состояние транспорта и несоблюдение перевозчиками медконтроля при выезде шофера на маршрут», — сказали в ГАИ. Выявленные нарушения фиксируются инспекторами, а затем в предприятия направляются предписания по устранению либо выписываются штрафы.

Правозащитники уверены, что этого недостаточно и виноваты в высокой аварийности автобусов и маршруток, в первую очередь, чиновники и гаишники. «На федеральных трассах часто можно видеть, как рейсовый автобус маневрирует в потоке, перестраивается в левый ряд и идет со скоростью свыше 100 км/ч», — говорит лидер движения «Свобода Выбор» Вячеслав Лысаков. – Гаишники должны отслеживать и наказывать таких водителей – это и есть профилактика аварийности».

Также, по его словам, в Европе уже давно распространено применение тахографа – специального устройства, определяющего скорость автомобиля на различных отрезках, время работы машины и периоды остановок. «Такие приборы принуждают предприятия четко соблюдать нормы безопасности, — считает Лысаков. – Наши чиновники уже давно могли бы использовать это новшество, и это спасло бы много жизней».