Эвакуатор дал задний ход

Депутаты предлагают вернуть оплату водителями эвакуации неправильно припаркованных автомобилей

Мария Цыбульская 15.08.2008, 18:25

Депутаты предлагают обязать водителей оплачивать эвакуацию своих неправильно припаркованных автомобилей и оплачивать первые сутки на штрафстоянке.

Ясность в работу эвакуаторов была внесена недавно – в ходе тотального изменения наказаний за нарушения Правил дорожного движения. Последняя часть соответствующих поправок в Кодекс об административных правонарушениях вступила в силу только с 1 июля этого года. В том числе законодатели внесли запрещенную раньше эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей на штрафстоянки. Раньше штрафная мера за это нарушение была запрещена, однако все равно применялась во всех крупных регионах страны. В каждом регионе со своей формулировкой. В Москве, например, машины перемещали, потому что они «мешали механизированной уборке улиц», в Санкт-Петербурге — потому, что они «создавали препятствия для движения транспорта». Теперь же идти на подобные уловки местным чиновникам не обязательно. Можно смело увозить машины от тротуаров и даже брать плату за то, что водитель не забирает машину вовремя. Однако, чтобы не вызывать общественного протеста, было решено снять с автомобилистов обязанность оплачивать работы эвакуаторов, отменить работу с коммерческими стоянками и построить муниципальные, а также сделать первые сутки простоя бесплатными. Теперь эта статья расходов легла на местные бюджеты.

Если для москвичей, за которых давно уже платит бюджет, ничего не изменилось, то питерцы платили за эвакуацию по 3854 рубля плюс оплата штрафстоянки.

Однако депутаты законодательного собрания Кировской области считают, что новый порядок будет слишком обременительным для региональных бюджетов, многие из которых являются дотационными, и предлагают вернуть практику взимания с водителей денег за работу эвакуаторов. Соответствующий законопроект уже направлен в Госдуму России.

Депутаты подсчитали, что в прошлом году на эвакуацию в Кировской области было потрачено 8 миллионов рублей: 4,2 млн — работа эвакуаторов и 3,6 млн — хранение легковушек в первые сутки, сообщает «Российская газета».

В то же время в Москве, где эвакуация оплачивается из бюджета, эта статья расходов стала способом отмывания денег, притом что в год на это выделяется, по разным данным, порядка 1,5 млрд рублей. «По разным оценкам, за каждый перемещенный автомобиль ГУ «ГСПТС» получает до 4 тыс. рублей из муниципального бюджета. В то же время в столице в радиусе МКАД коммерческие эвакуаторы готовы работать за 1,5–2 тыс. рублей», — рассказал лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

А в Петербурге, где до вступления поправок автомобилисты платили по 3854 рубля за перемещение собственной машины, из бюджета на те же услуги выделено по 3142 рубля за машину.

Для сравнения: частные компании в Петербурге берут за передвижение машины, попавшей, к примеру, в ДТП, от 1290 до 2790 рублей в час, плюс 250 рублей за сам вызов спецтехники. В сумме город забронировал в городском бюджете на 2008 год 127 миллионов рублей на субсидии, которые должны поступать эвакуаторщикам с 1 июля. За первое полугодие оборот таких компаний составил 170 миллионов рублей.

Правозащитники уверены, что принятие законопроекта приведет к возвращению коррупции как на улицах города, так и в кабинетах. По словам депутата Мосгордумы Сергея Митрохина, сейчас чаще всего эвакуированные машины ставят не на муниципальные парковки, принадлежащие городу, а на коммерческие стоянки, работа которых оплачивается из бюджета. Чтобы сэкономить средства дотационных регионов, о которых пекутся депутаты Кировской области, нужно обязать их создавать муниципальные парковки. Однако, как подчеркнул депутат, проведение конкурса между коммерческими компаниями и выдача лицензий являются коррупционными процедурами, от которых чиновники не хотят отказываться.

«Чиновнику гораздо интереснее выдавать разрешения на коммерческие штрафстоянки, потому что это прибыльный бизнес, чем открывать муниципальные стоянки для перемещенных машин», — считает депутат.

Лидер движения автомобилистов Вячеслав Лысаков больше обеспокоен тем, что эвакуаторщики и гаишники снова начнут вымогать деньги у водителей прямо на улицах. В Москве, когда эвакуация была платной, такая практика была распространена. Машину подороже поднимали на грузовик и ждали хозяина. Когда тот появлялся, махал руками и просил машину вернуть, ему предлагали оплатить полцены эвакуации или угрожали увезти машину. «Лучше бы контролировали работу своих сотрудников, которые и сейчас пытаются вымогать деньги, чем вводили плату», — возмущается Лысаков.