Ограбление по-английски

Александр Андриевский 19.04.2008, 15:20

Innocenti — авантюрный гибрид английского и итальянского, с ветерком прокатившийся по Апеннинам в середине XX века.

В истории неповторимо радостного европейского кино 60-х годов есть авантюрная комедия «Ограбление по-итальянски» с Майклом Кейном. По сюжету этого скромного фильма, банда англичан грабит концерн FIAT прямо в центре Турина. А потом британцы виртуозно уходят от погони на юрких разноцветных Mini. Штука в том, что фильм 1968 года иносказательно отражает реальность, сложившуюся на итальянском рынке рубежа 60–70-х годов. В то время на исконно итальянском заводе Innocenti британцы развернули выпуск своих Mini, ворвавшись в вотчину «Фиатов» — мир итальянских малолитражек.

Любое приличное ограбление принято готовить загодя. Англичане появились на Innocenti ещё в 1959 г. Этот металлургический завод был основан в 1930 г. Фердинандо Инноченти и до Второй мировой войны изрядно вырос на трубах и др. В войну союзники сровняли его с землей, но счастье снова улыбнулось Innocenti. Вскоре после войны ему удалось залучить для своего предприятия крупный госзаказ — фирме поручили обеспечить итальянцев дешевым средством передвижения.

Так восстановленный миланский завод стал источником легендарных мотороллеров Lambretta — средства передвижения, прославленного итальянским кино 50-х годов. Сколько спагетти намоталось на их колеса, сколько горячей пиццы они успели развести... По мере того как Италия поднималась, Innocenti подсели на поставки автокомпонентов и заводского оборудования.

В конце 50-х годов British motors решили пробиваться на итальянский рынок с народными «Остинами» и «Моррисами». Англия в отличие от Италии в формируемое в те годы Европейское экономическое сообщество (нынешний Евросоюз) не входила. Две страны становились все более отчаянными конкурентами на авторынке: итальянцы теснили англичан на рынке спортивных машин, англичане появились в сегменте народных малолитражек. Обойти таможенные пошлины и поживиться на растущем итальянском рынке англичане решили путем кооперации и разместили на Innocenti выпуск своих «Остинов» А40 Farina с трехдверным кузовом. Занятно, что этот вариант кузова, столь феноменально популярный в будущем хетчбэк, английскому рынку не предлагался вовсе. Машинка «пошла», и до 1967 г. ручеек из примерно 10 тысяч «Остинов» каждый год пополнял автопоток. Гораздо меньшим числом (всего около 8 тысяч) в те же годы разошелся Innocenti 950 Spider. Зато это было настоящее оригинальное авто. Пусть на базе Austin Healey Sprite, но одетое в кузова от Ghia.

И было оно намного заметнее английских вариаций и сделало Innocenti честное имя. Прогулочная милая машина с двигателем в 50 л. с. разгонялась до 140 км/ч и смотрела на горные виды Италии незлыми круглыми фарами.

В какие-то моменты перед Innocenti даже начинали всплывать собственные люксовые перспективы, благо кузовные ателье, с которыми фирма сотрудничала, не сидели сложа руки. Так, мелькнул концепт от Innocenti 186 GT, дизайн которого был явно навеян Джуджаро, работавшему тогда на Bertone, английскими «Астонами». Англо-итальянский гибрид получил тогда двигатель V8 от Ferrari, но в серию так и не пошел.

Настоящее безобразие от Innocenti началось в середине 60-х гг. К этому моменту Англия и Италия оказались во враждебных таможенных альянсах: Англия — в Европейской ассоциации свободной торговли, а Италия — в быстро набирающем силу Европейском сообществе. Любые таможенные пакости особо сильно сказывались именно на дешевых авто, покупатели которых считают каждую лиру. Тут-то английский лазутчик Innocenti и обеспечил громовой успех на чужбине новым английским хитами — Mini Minor и Mini Cooper. Выходило, что они наступали прямо с итальянской территории, и наступали, конечно, на FIAT. В 1965–1972 гг. миланский завод отштамповал около 400 тысяч «Мини» всех видов. Настоящее ограбление. Эти «Мини» были, как правило, более щеголеваты салонам и имели собственные черточки. Завод успел также сделать некоторое количество седанов Moris 1100. Турину мало не казалось.

Все хорошее когда-нибудь кончается. Фердинандо Инноченти умер в 1966 г. Воспользовавшись ситуацией, британцы в какой-то момент приобрели завод целиком, и, вероятно, это его и сгубило. Седан Innocenti Regent (равно Austin Allegro), напоминавший дизайном беременный «Форд-Мустанг», успеха не имел, и англичане, запутавшись в собственном хозяйстве и начавшейся рецессии на мировом рынке, сбыли фирму с рук.

В 1975 г. ее приобрел Алехандро де Томазо, но рассматривал ее лишь как мощности для своих набиравших силу марок, а также производителя модифицированных Mini — т. н. Leyland Innocenti Mini 90/120 с кузовом, доведенным Bertone.

Надо сказать, FIAT пришлось терпеть это безобразие у себя под боком вплоть до 90-х годов, хотя по сравнению с натиском японцев это было уже не ограбление, а недостача мелочи в карманах. Завод также делал спортивный вариант японских Daihatsu. В 1990 г. де Томазо продал предприятие FIAT. Туринцы Mini, конечно, секвестировали, а шильдики Innocenti использовали для экспортных «Фиатов». В середине 90-х гг. и это стало для Innocenti прошлым.