«Живой щит» хочет расквитаться с ГАИ

Пострадавшие при задержании пьяного водителя подадут в суд на ГАИ Белоруссии

Тимур Хасанов 17.03.2008, 18:13

Прокуратура Белоруссии начала проверку обстоятельств ДТП, в котором гаишники сделали из автомобилей с людьми «живой щит», для того чтобы остановить пьяного водителя.

В Белоруссии все сильнее разгорается скандал вокруг инспекторов ГАИ, выставивших «живое заграждение» на пути преследуемой машины. В прокуратуру республики уже поступило заявление о возбуждении уголовного дела от пострадавших, которые намерены добиться наказания гаишников, подставивших их под удар пьяного водителя. Помимо этого люди хотят получить возмещение за моральные и материальные травмы. По мнению адвоката пострадавших, иск за моральный вред может составить от 500 до двух тысяч долларов. Вред, нанесенный имуществу и здоровью, будет рассчитан из суммы расходов на оплату медицинских и юридических услуг, а также ущерба, причиненного автомобилям, сообщает РИА «Новости».

Дорожная катастрофа произошла 2 марта на восьмом километре трассы Минск — Микашевичи. Гаишники остановили случайно проезжавшие автомобили и сделали из них заграждение для того, чтобы остановить Volkswagen Golf, который, не останавливаясь по указанию инспекторов, несся со скоростью 160–180 км/ч.

Вероятно, милиционеры рассчитывали, что, увидев стоящие впереди машины, водитель «Гольфа» будет вынужден сбавить скорость, но пьяный гонщик, не притормаживая, просто протаранил заграждение из машин с ничего не подозревающими людьми.

Пострадавший в аварии водитель BMW Юрий Пашкевич рассказал белорусскому изданию «Хартыя'97», как из его машины гаишники сделали заграждение. По его словам, в тот день он возвращался с женой и трехлетней дочерью в Минск из Слуцка. «Ехал по четвертой полосе. Возле Сеницы увидел на дороге несколько стоящих машин, на первой и третьей полосах, — рассказывает автомобилист. — Появился работник ГАИ и показал жезлом остановиться. Я приготовился съехать на край проезжей части, но мне велели занять место во втором ряду».

Далее гаишники жестом сделали знак — оставаться на своих местах. Инспекторов было около четырех человек, и их патрульные машины находились на обочине. По словам водителя BMW, машину, летящую на него, он увидел за несколько секунд до самого столкновения. Он успел крикнуть жене, сидевшей на заднем сиденье, чтобы она держала дочку. Сам Пашкевич придвинулся ближе к рулю и приготовился к удару. Его машине досталось после того, как Golf по касательной задел рядом стоящую Toyota RAV4, за рулем которой сидела Елена Колпакова. Позже женщина вспоминала, что после аварии ее машина уткнулась в дверь красного хетчбэка. После того как она увидела дым, инстинктивно подала назад, предполагая, что машина лихача может взорваться.

Затем BMW Пашкевича отбросило примерно на 40 метров и развернуло на 180 градусов, после этого она столкнулась с милицейской машиной на обочине.

«Водитель, на огромной скорости ехавший прямо на нас, даже не собирался тормозить, — вспоминает аварию мужчина. — На асфальте не осталось следов торможения, не было также и характерного звука перед столкновением».

Сам Пашкевич после столкновения находился без сознания более 5 минут. Для того чтобы освободить его из покореженной машины пришлось выломать водительскую дверь. Выяснилось, что в ДТП Пашкевич получил сотрясение мозга, а жена и дочка — сильный стресс. Гораздо большее психическое потрясение получила девушка на Toyota RAV4, из-за того что она не видела приближающуюся машину и была не готова к столкновению. Машины, находившиеся на двух других соседних полосах, не пострадали.

В машине нарушителя сидели 4 человека — двое мужчин и две девушки. Водитель Golf не получил увечий и через 4 дня был выписан из больницы; его девушка сломала руку. Спустя 2 недели после аварии они поженились. По информации белорусской «Комсомольской правды», 27 летний водитель Volkswagen Роман никогда не имел водительских прав. Более 7 лет он управлял автомобилем, не имея удостоверения.

«Меня учила вождению мать. А у нее водительский стаж 20 лет. Это достаточно, чтобы научить водить, я думаю», — передает газета его слова.

Виновник аварии был три раза судим, более десяти лет он провел в тюрьмах. Будучи подростком, он обокрал магазин, вторая судимость была за угон автомобиля у родственника. Третья — за драку. 2 марта он сел нетрезвым за руль. «Выпил 200 грамм водки в Гомеле», — позже призналась его подруга. По ее словам, все пассажиры автомобиля, кроме нее, употребляли алкоголь. В настоящее время лихач находится под подпиской о невыезде. В случае если судмедэкспертиза докажет наличие тяжких телесных повреждений у кого-то из пострадавших в «живом щите», ему грозит арест. Если же он не будет привлечен по уголовному делу, по законодательству Белоруссии его могут оштрафовать или применить административный арест на срок до 15 суток.

«Сама авария произошла 2 марта, но информация в прессу поступила не сразу», — рассказали «Газете.Ru» журналисты, занимавшиеся расследованием обстоятельств этого происшествия. В милиции долгое время не признавали, что их сотрудники совершили неправомерный поступок. Позже, когда многочисленные СМИ вышли с публикациями о случившемся, глава МВД Белоруссии выступил с осуждением виновных милиционеров. «Выговоры получили руководители ГАИ республики, Минска и области», — рассказывает обозреватель «Беларускi Час» Олег Федоров. Все, кто был причастен к случившемуся, сейчас временно отстранены от работы. Глава автоинспекции Белоруссии Александр Менделев публично извинялся перед пострадавшими. «Самодеятельностью и неграмотностью» он назвал действия своих подчиненных.

«В интернете есть пока не подтвержденная информация, что такие «щиты» уже устанавливались в Минске»,

— поясняет Федоров. Однако ранее они не приводили к таким авариям: увидев цепочку машин, водители останавливались либо сворачивали на обочину.

В пресс-службе белорусской ГАИ «Газете.Ru» подтвердили, что инспекторы, установившие «живой щит», отстранены от работы. «Сейчас идет прокурорская проверка по этому делу, если будет доказана вина милиционеров — они будут наказаны», — сообщил собеседник.