Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Подарок из совка

Два сценария для авторынка от PwC

В денежном выражении объем продаж иномарок в России за пять лет вырос более чем в 14 раз. На очереди у автомобильной России несколько лет стабильности, затем возможен заметный спад, считают в PricewaterhouseCoopers.

Последние несколько лет русские скупали машины, как сумасшедшие, — сказалось тяжелое советское наследие, заоблачные цены на квартиры и, конечно, крайняя ветхость существовавшего на начало века автопарка. Причем покупая новые автомобили, россияне не спешили расставаться со старыми. Так, в Европе каждый год из обихода уходят около 6–7% машин, у нас — всего 1–1,5%. И все же, несмотря на очень постепенный отказ отечественных автолюбителей от старых машин и низкое качество дорог, в ближайшем году спрос на авторынке России останется довольно высоким — на уровне 30–40% и составит около 3 млн шт., рассказал партнер компании PricewaterhouseCoopers Стенли Рут.

Даже несмотря на всю специфику российских реалий, рынок развивается по похожим сценариям с другими молодыми странами. Пока очереди на новые модели составляют от полугода и выше. В такой ситуации специалистам нетрудно прогнозировать очередной прирост автопарка в ближайшей и долгосрочной перспективе.

К 2020 году РФ может заполучить порядка 6% мировых продаж машин.

По оценкам Рута, на сегодня российский рынок едва ли не самый конкурентный в мире. «Если бы в начале прошлого года кто-то из представителей иностранных фирм в России сказал, что ему удастся продать такое количество, ему бы наверняка сказали, что они тут все с ума посходили в России», — заметил эксперт. За последние несколько лет темпы роста продаж увеличивались невообразимыми для иностранцев скоростями. В долларовом выражении объем продаж иномарок в России вырос с $2,8 млрд в 2002 году до $40,8 млрд в 2007 году, то есть более чем в 14 раз.

При этом, если где-нибудь в Европе или США среднее колебание на рынке составляет процента 2, у нас в прошлом году рост как в количественном (35%), так и в денежном (67%) выражении был наибольшим в новейшей истории России. При этом автопарк увеличился еще на 2,7 млн новых и подержанных машин. Сейчас по стране колесит около 28 млн автомобилей.

Этот год оказался относительно успешным даже для отечественного «АвтоВАЗа» — 6,2% прироста. В 2007 году в России продано 663,5 тыс. «Жигулей». В сравнении с 2006 годом это на 38,5 тыс. машин больше.

Впрочем, в контексте того, что за тот же срок продажи новых иномарок выросли на 61%, говорить о громком успехе российского предприятия не приходится.

Стабильно крепнут китайские конкуренты ВАЗа — продажи китайских моделей с 19 791 в 2006 году выросли до 51 159, таким образом, прирост составил 258%.

Постепенно рынок России оформляется — появляются признаки стабилизации. По мнению Рута, авторынку РФ предстоит несколько лет относительной стагнации. Затем страну ждет несколько сценариев развития событий. При оптимистичном варианте — снижение роста продаж и производства автомобилей в России может начаться в 2014 или в 2011, если ситуация сложится неважно. По хорошим оценкам, максимальная емкость парка страны может составить около 50 млн машин, пессимисты ставят грань на отметке 35–36 млн. Придержать рынок от спада, по мнению экспертов, можно за счет высокого ВВП на душу населения, он должно быть около $35 тыс., и эффективной способности отечественного рынка к омоложению (отладка утилизации ветхого транспорта).

Что думаешь?
Загрузка