Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Казахстан наедет на Россию

Корреспондент «Газеты.Ru» выяснил, как работает одно из автопредприятий в Казахстане

За последний год почти все мировые автопроизводители выразили желание строить свои заводы в России. Тем временем в бывших республиках СССР такие сборочные проекты уже давно открыты. Корреспондент «Газеты.Ru» выяснил, как работает одно из таких предприятий в Казахстане.

В июне этого года в Казахстане началось производство автомобилей концерна General Motors. По традиции американская компания запустила в качестве пионера на развивающийся рынок свою бюджетную марку – Chevrolet. На заводе «Азия-Авто» в Усть-Каменогорске началось производство кроссовера Chevrolet Captiva, небольшого седана Lacetti и седана бизнес-класса Epica. Основную долю инвестиций ($7–8 млн) взяла на себя казахстанская сторона. Джиэмовцы вложили меньше, но они взяли на себя обучение рабочих и логистику. Американцам не пришлось строить себе плацдарм в Средней Азии с нуля. Ранее завод в Усть-Каменогорске освоил крупноузловую сборку Lada 4Х4, Skoda Octavia и Superb. А с июня там производят Lada-21099.

Универсальный конвейер предприятия позволяет собирать различные марки.

На специальных передвижных креплениях кузова Skoda соседствуют с «девяносто девятыми».

Для Chevrolet пока используется постовая сборка: на специальных тележках кузова вручную транспортируют к стационарному рабочему месту. Цеха укомплектованы современным оборудованием и позволяют собирать 47 автомобилей в день и свыше тысячи в месяц.

Кроме того, строится помещение по окраске, и планируется цех сварки. По данным администрации, уже сейчас по качеству сборки иномарок казахстанский завод значится в списке лучших предприятий как по моделям Skoda, так и Chevrolet. То же самое касается «Нивы» и «девяносто девятой» — здесь на них рабочие тратят больше времени, чем в Тольятти, шутят в Казахстане.

Пока предприятие работает в режиме «свободного склада», так же как начинал Ford во Всеволожске. Сваренные и окрашенные кузова автомобилей поступают на завод, где на них устанавливаются двигатели и агрегаты. За счет того, что ввезенные автомобили облагаются пошлиной как комплектующие, их себестоимость снижается на 10%. Модели Chevrolet везут поездом из Южной Кореи, с завода GM Daewoo (GM DAT). Там же рабочие «Азия-Авто» обучались собирать американские машины.

Постоянные визиты на завод президента Назарбаева свидетельствуют о том, что первый казахстанский автомобилестроитель приобрел статус градообразующего предприятия.

Однако внутренние проблемы не позволяют заводу достичь высокой производительности.

По оценкам экспертов, ежегодно в Казахстан ввозится более 300 тыс. автомобилей, при этом от 85% до 87% из них – это подержанные машины. Это существенно осложняет продажи новых автомобилей. Иномарки везут на паромах из США, Европы и особенно много из Арабских Эмиратов. Последняя страна в большом количестве снабжает Астану, Алма-Ату и другие более или менее крупные города подержанными машинами Toyota.

Премьер-министр Казахстана Карим Масимов неоднократно заявлял, что недоволен ввозом в страну экологически грязного транспорта. На фоне этих высказываний автодилеры чувствуют себя увереннее, и при всем насыщении рынка подержанным транспортом продажи новых автомобилей постоянно растут. «Пока мы сталкиваемся с известной трудностью, — говорит один из продавцов автомобилей. – Имея $15 тысяч на покупку авто, потребитель, скорее, склоняется к приобретению «бэушного» автомобиля премиум-класса – Lexus IS, Mercedes E-classe или праворульного японца, нежели пусть даже нового бюджетного седана или непрестижной малолитражки».

Для того чтобы решить эту проблему, а заодно избавиться от экологически грязных «старушек», казахстанское правительство для начала запретило ввоз праворульных «японцев». А в ближайшее время ожидается введение заградительных тарифов на ввоз подержанных машин старше семи лет по примеру России.

«Помню, какая была истерия тогда в российских СМИ по поводу введения пошлин, – говорит глава автозавода в Усть-Каменогорске Ержан Мандиев. – А когда запрет вступили в силу – все стихло, люди потихоньку стали покупать новые автомобили.

В результате за короткий срок российский авторынок кардинально перестроился, водители пересели на бюджетные модели, и ветхий транспорт стал исчезать. За считанные месяцы продажи Peugeot 206 подскочили до небывалых результатов».

Бизнесмен надеется, что похожее явление произойдет и в Казахстане. Но пока рассчитывать на сверхпродажи его предприятию не приходится, в будущем году завод произведет всего 12 тыс. автомобилей, примерно 3 тыс. из них модели Chevrolet.

Руководство «Азия-Авто» ожидает скорых перемен к лучшему и активно рекламирует свою продукцию. В числе одной из таких акций был тест-драйв для СМИ на внедорожниках Captiva в районе Большого Алма-Атинского озера. Двенадцать машин поднялись по заснеженным серпантинам на высоту 2500 метров к чистейшему резервуару питьевой воды города. Таким образом компания заявила о том, что Captiva с подключаемым полным приводом идеально подходит для горно-степного рельефа Казахстана.

Оптимизм производителей подкрепляется еще тем, что продажи внедорожников в республике составляют до 40% от общего числа легкового транспорта.

Любовь к большим машинам и стиль вождения водителей создают ощущение, что ментальность граждан Казахстана близка российским людям. Те же нарушения на красный свет, разворот через две сплошные, алчные гаишники и преобладание внедорожников.

Среди самых продаваемых в Казахстане моделей чаще всего встречаются Lexus LS и Toyota Land Cruiser. Вазовская классика практически исчезла из столицы Казахстана и экономического центра – Алма-Аты. Тем не менее по областям и ближе к границам с Россией «Жигули» все еще успешно воюют с пожилыми иномарками.

На вопрос, не боится ли Усть-каменогорский завод конкуренции со стороны таких же сборочных предприятий в России, Ержан Мандиев говорит, что это будет выгодно всем: «Если для России откроется маленький рынок Казахстана, то для нас будет доступен огромный рынок России. Впрочем, пока это невозможно. Для экспорта нужна 50 процентная локализация (переход на комплектующие местной сборки), а этого пока никто не может достичь ». Доля комплектации местными автокомпонентами в Усть-Каменогорске не превышает 12%.

Сейчас на заводе «Азия-Авто» работают около 600 человек, включая рабочих, инженеров и менеджмент.

На предприятии нет профсоюза, и работодатель твердо заявляет, что и в будущем он не появится. В Казахстане боятся акций протеста как во Всеволожске.

«Я считаю, что требования профорганизации Ford неоправданно завышены, — говорит Мандиев. – Мы не хотим у себя возникновения такого рода конфликтов, поэтому будем пресекать возникновение подобных выступлений». Средняя зарплата рабочих на заводе в пересчете на рубли колеблется в районе 10 тыс.

В будущем году GM обещает начать официальные поставки в Казахстан моделей своих люксовых брендов Hummer и Cadillac. Американцы считают, что у этих машин серьезный потенциал в Казахстане. «Сейчас рассматривается возможность сборки люксовых марок у нас на заводе. Но решение будет приниматься в зависимости от результатов продаж», – резюмирует глава автозавода «Азия-Авто».

Новости и материалы
Сотрудник Домодедово украл у вернувшейся из ОАЭ пассажирки кольцо за 700 тысяч рублей
Ролевой экшен Kingdom Come Deliverance II переведут на русский язык
Власти Липецкой области сообщили об угрозе атаки БПЛА
Во Франции нашли загадочную древнюю постройку уникальной формы
Молния повредила взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
На Украине заявили о повреждении инфраструктуры порта Южный
Низкий уровень тестостерона не обязан ухудшать либидо, заявил врач
Раскрыты подробные характеристики iPhone 16
Назван правильный размер порций хлеба и каши
Посольство РФ объяснило, почему Россию не позвали на памятную церемонию в ФРГ
В Петербурге волонтеры предложили хозяину истощенной собаки помощь и были избиты
Боец ММА пнул ринг-герл прямо перед боем
БПЛА сбили над Белгородской областью
Huawei выпустит бюджетный клон Apple Watch
Украинка не пустила российскую теннисистку в полуфинал турнира во Франции
В Москве иностранец схватил ребенка за горло и пытался сбросить с третьего этажа
В РФС рассказали, сколько Дзюбе осталось играть в футбол
Немецкий депутат скрыл от властей свое предприятие в Белоруссии «Цыбулька Бел»
Все новости