Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

На деревню к дедушке…

История Plymouth

Так устроен человек, что всегда хочется верить: лучшее впереди, и внуки пойдут дальше дедушек. То же и с авто. По идее, если дедушка в молодости сам ездил на «Плимуте» и так не ухитрился за всю свою жизнь сменить его на «Линкольн», то пусть хоть «Плимут» его внука будет круче чем «Плимут» его молодости.

Увы, если бы так. Возможно, одна из причин, почему у марки Plymouth было мало шансов в XXI веке, именно в том, что у нее был свой золотой век, с которым его тезке из двадцать первого века по многим показателям было уже не сравниться.

Марку основал неуемный Уолтер Крайслер в 1928 году. Между строительством самого высокого небоскреба в мире и собиранием коллекции картин он решил раздвинуть модельный ряд формируемой автоимперии «вниз», дабы пощекотать нервы Генри Форду и акционерам GM в сегменте недорогих авто. Имя было с намеком: названная в честь легендарной колонии переселенцев, марка должна была стать плацдармом покорения Америки. Первые «Плимуты» предполагались по-колонистски спартанскими, как первенец Plymouth Four, но инженерная жилка Крайслера и здесь взяла верх. Стараясь выпускать технически передовые авто, он развивал модели так, что вскоре клиент мог за дополнительную плату купить Plymouth U с радиоприемником, «как у взрослых», выбрать один из шести вариантов кузовов, наконец, получить автоматическое сцепление и автоматическое включение света при открывании дверцы авто.

При этом модели «Плимут» 30-х экипировались 6-цилиндровым двигателем в 70 л. с.

Новации были в моде, так что покупатель чувствовал сопричастность к миру продвинутых людей. Да и выглядели «Плимуты» не дешевкой. До середины тридцатых Крайслер слова «неудача» вообще не знал, так что уже в 1934 г. с конвейера сошел миллионный «Плимут»: технические новинки, а также депрессия здорово подсобили сбыту. Увы, «вечный двигатель» Уолтер Крайслер был не вечен. После динамичного восхождения марки было трудно удержать темп, но Plymouth снова повезло: пришли новый стиль и новый человек. Посмотрев на «Плимут» своего сына, сорокалетний средний американец 50-х гг. мог с гордостью сказать: мир стал лучше. В конце 50-х перед ним бы стояла красивая летящая машина с грамотно отработанными пропорциями, соответствующая стилистике современной скульптуры. С острыми крыльями, просторным салоном, низким силуэтом.

Именно такой запомнилась Plymouth Fury, воспетая в романе Стивена Кинга «Кристина» и в одноименном фильме Джона Карпентера: юноша влюбляется в машину, та оказывается «девушкой душевной» и из ревности давит девиц-соперниц и друзей хозяина.

Надо сказать Fury была действительно фурией, способной в себя влюбить. Chrysler corp была обязана целым семейством прорывов дизайнеру Вирджилу Экснеру, ну и, конечно, общему буйству жизни, царившему вокруг. Так, в 1959 г. «Фурия» обходилась от 1900 до 2862 доллара, что для рабочего автопромышленности значило 946 человеко-часов по средней ставке. Всего по дорогам Америки тогда бегало 5,5 млн «Плимутов».

Запала 50-х хватило на безбедный рубеж 60–70-х гг., который марка Plymouth провела на почетном третьем месте по продажам в США, уступая только Ford и Pontiac. Ловкая переделка острых углов на прямые и круглых на квадратные при приличных крайслеровских моторах позволяла хорошо пожить на готовеньком. Разве что кузова стали несущими. Американцы по-прежнему с лету определяли модель и год выпуска «Плимутов», а для остального мира марка превратился в «фоновый рисунок» из американского кино, на фоне которого бесчисленные полчища оторв бежали в Эл-Эй, бежали из Эл-Эй или просто мотались с мелодраматическими намерениями из штата в штат и из фильма в фильм: Baraccuda, Reliant, Sapporo…

Но вот подкрались восьмидесятые с японцами на пару. Справедливости ради, отделение Plymouth в США было одним из первых в «большой тройке», которое пыталось продвигать компакты. Увы, в 70-х американцы их ещё неохотно брали, и толком модели не успели развить. Так, в 1978 г. появился пятидверный Plymouth Horison, явно навеянный VW Golf, один из первых массовых «американцев» с передними ведущими колесами. Вскоре он захлебнулся в потоке «японок» и «немок». В 1978 г. Horison стоил 3950 долларов, а дешевый «Фольксваген» обходился в 4900 долларов и был поменьше габаритами. Непафосный семейный университетский преподаватель с зарплатой в 18 тысяч долларов снисходил до Horison, в багажник которого к тому же спокойно умещался его сенбернар. Совсем скоро и немцы, и японцы обросли сервисами и сравняли цены, так что эти фокусы уже не проходили. В 80-х «Плимут» стал донашивать вариации «Крайслера» или наработки, изобретаемые корпорацией вместе с Mitsubishi.

Сравнив «Плимут» своего внука с тем, на котором он рассекал в 50-х, американский дедушка мог воскликнуть только: «За это ли мы боролись, старик Яков?!» Не полета, ни простора, ни пафоса, один декаданс и умеренный расход горючего. В этом смысле сюжет «Кристины» был вполне актуален: молодым людям с воображением оставалось сходить с ума по классике. Правда, выход, кажется, проглянул на миг. В 90-х гг. у Chrysler вышла серия оригинальных дизайнерских моделей, игравших с мордатым стилем тридцатых, как Plymouth Prowler. Но это были авто на любителя, а не массовые. Марку, скатившуюся к 260 тысячам продаж в год, руководство DaimlerChrysler секвестировало без колебаний с наступлением нового века.

Новости и материалы
Стало известно, когда в ЕС обсудят вопрос использования активов РФ для Украины
Неизвестный мужчина проник в школу в подмосковных Люберцах
В Хакасии с отколовшейся льдины спасли рыбаков
Страны ЕС еще не закончили обсуждать восьмой транш военной помощи Украине
Стало известно о том, что ЕС по-прежнему необходим российский СПГ
В Госдуме отреагировали на удар Израиля по Ирану
В МВД Грузии раскрыли планы митингующих в Тбилиси
Мишустин дал поручение по развитию судостроения
Полицейские пострадали на митингах в Тбилиси против закона об иноагентах
Джастина Бибера сняли со спущенными штанами
Microsoft придумала новое ограничение для пользователей пиратских Windows
Суд арестовал москвича по делу о госизмене
Франция допустила признание Палестины
В Запорожской области обнаружили чемодан со взрывчаткой
В Ишиме Тюменской области затопление угрожает пяти селам
Российские хоккеисты НХЛ догнали чехов по выигранным «Арт Росс Трофи»
Российскому военному вынесли приговор за махинации со съемным жильем
Кадони обвинил Бузову в предательстве
Все новости