Закон о депутатском воздухе

Закон об ограничении движения в Москве

Юлия Садовская, Артем Бетев 11.07.2007, 19:10

В Мосгордуме хотят, чтобы столичные автомобилисты поменьше ездили. Законодатели считают, что это единственный способ улучшить экологическую ситуацию в городе. Правозащитники уверены, что депутаты просто хотят расчистить для себя центр города.

В Мосгородуме находится на рассмотрении недавно внесенный «Единой Россией» законопроект «О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных территориях города Москвы». В пояснительной записке к проекту говорится, что он позволит «создать правовую основу для снижения негативного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды отдельных городских территорий». Авторы предлагают вводить запреты для автомобилистов в тех районах столицы, которые московское правительство посчитает особенно грязными с точки зрения экологии. В документе прописано, что власти могут по своему желанию запрещать ездить на таких территориях либо автомобилям, которые сильно загрязняют воздух, либо ввести систему «чет-нечет», когда по четным дням запрещается ездить автомобилям с четными номерами, а по нечетным — с нечетными.

Кто и как будет решать, какие машины можно считать «грязными», а какие «чистыми», в законопроекте не прописано. Раньше законодатели предлагали в качестве ценза сделать стандарт «Евро-2», которому, например, не соответствует большинство отечественных автомобилей, произведенных до 2006 года.

В интервью «Эху Москвы» депутат Мосгордумы Вера Степаненко заявила, что, приняв такой закон, контролировать московских водителей можно будет по «лондонской схеме». «Мы изучали и смотрели опыт Лондона, — рассказала Степаненко. — На тех территориях, куда ограничен въезд, вводится система видеоконтроля, которая определяет возможность въезда машинам, имеющим определенную отметку. Те машины, которые не имеют разрешения, но продолжают движение на территории, штрафуют». Степаненко уверена, что создать такую систему контроля в Москве «технически возможно», а в финансово-техническом обосновании законопроекта в качестве примера, во сколько такая система может обойтись столице, рассказывается, сколько потратил в 2001 году Лондон на введение ограничений у себя в центре.

«На разработку и внедрение указанного проекта системы ограничения движения в центральной части Лондона было потрачено около 200 млн фунтов стерлингов. Ежегодно на содержание проекта расходуется 100 млн фунтов», — говорится в документе. За эти деньги лондонцы получили 800 камер, которые установлены в основном на светофорах на въезде в закрытую центральную часть города и на выезде из нее. Видеокамеры дают картинку, по которой можно распознать номерной знак автомобиля, и затем по факту владельцу приходит квитанция с сумой, которую он должен оплатить за время, проведенное в центре на машине. В год власти собирают около 200 млн фунтов, что позволяет не только отбить все затраты, но и обеспечивает поступления в бюджет.

Единороссы в своем законопроекте побоялись заставлять автомобилистов платить за загрязнения, видимо, не желая перед выборами портить отношения с электоратом. Правозащитники объясняют, что из-за этого малодушия за грязные машины будут платить не только их владельцы, а вообще все жители города.

«Бюджет — это деньги налогоплательщиков, то есть горожан, и в таком виде проект несправедлив — получается, что за тех, кто действительно загрязняет воздух, платит все население, в том числе и те, у кого машины нет», — пояснил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По его словам, такой законопроект не может улучшить экологическую ситуацию в городе, так как он не борется с причинами того, что в Москве автомобили загрязняют воздух. «Вместо того чтобы прижать тех, кто продает некачественный бензин, и производителей некачественных отечественных автомобилей, депутаты хотят создать в городе очаги экологического неблагополучия, причем подальше от себя», — считает правозащитник. С ним согласен лидер движения «Свобода Выбора» Вячеслав Лысаков. «После введения такого закона центр, где проводят больше всего времени депутаты, сразу сделают закрытой зоной, а грязные автомобили в результате будут коптить небо в пробках на окраинах и делать их абсолютно не пригодными для жизни», — пояснил он.

Правозащитники уверены, что депутаты разрабатывают меры по ограничению движения автомобилей в Москве, прежде всего, для того чтобы освободить для себя центр и от машин, и от грязного воздуха. Что будет с остальными автомобилистами, которые будут дышать отравленным воздухом в пробках за Садовым кольцом, их не волнует.