Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Техосмотр за миллион

В Госдуме рассматривается очередной законопроект, передающий техосмотр от гаишников частникам

,
Фото: ИТАР-ТАСС
В Госдуме рассматривается очередной законопроект, передающий техосмотр от гаишников частникам. По мнению экспертов, проект написан так, чтобы обеспечить бизнесменам за счет автовладельцев максимальную прибыль.

В Госдуму был внесен очередной законопроект, лишающий гаишников права выдавать талон техосмотра и передающий его, это право, частникам. Причем даже не автосервисам, а так называемым «техническим экспертам». Такие эксперты будут полностью отвечать за проведенный техосмотр и, согласно законопроекту, нести уголовную и материальную ответственность за ущерб, который может причинить неисправный автомобиль, выпущенный на трассу с талоном. Авторы законопроекта утверждают, что этот шаг необходим для развития отечественной экономики и поможет России вступить в ВТО.

По ГАИ в стране зарегистрировано только частных автомобилей около 36 млн, которые ежегодно проходят техосмотор.

Как рассказал один из авторов законопроекта, председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский, чтобы получить возможность проводить техосмотр, эксперту нужно будет выполнить ряд требований. Хотя в законе предусмотрено, что технический эксперт может выдавать талоны как частный предприниматель, он может также устроиться работать на сервис и разделить прибыль и ответственность с партнером. Этот вариант наиболее вероятен, так как одно из условий получения аккредитации на работу по техосмотрам — наличие дорогостоящего и громоздкого оборудования. Принимать решение об аккредитации будут в специально созданном объединении профессиональных саморегулируемых организаций (СРО).

По аналогии с Российским союзом автостраховщиков, сервисмены должны будут создать свой собственный компенсационный фонд для возмещения ущерба автомобилистам. Каждый участник рынка техосмотров будет должен платить в этот фонд не менее 30 тыс. рублей ежегодно.

Но и этого для гарантии возмещения ущерба, по мнению депутатов, недостаточно. Понимая, что эксперт может попробовать избежать выплат, если его признают виновным в некачественном проведении ТО, авторы проекта прописали, что он обязан застраховать свою ответственность на сумму не менее 1 млн рублей. По оценкам страховщиков, ежегодная плата за такую страховку может составить еще 10-20 тыс. рублей. Таким образом, чтобы организовать выдачу талонов техосмотра, эксперты будут вынуждены и вложиться в закупку оборудования, и приготовиться к ежегодным поборам по 40-50 тыс. рублей.

Чтобы сервисмены решились вкладывать в этот бизнес, он должен быть очень прибыльным. И скорее всего, так и будет, ведь в законе не прописано, как и кто будет устанавливать стоимость на талон ТО — сами сервисы или государство. «В цену техосмотра автосервисы включат все свои расходы на его организацию, в том числе по строительству дополнительных помещений и закупке диагностического оборудования», — считает эксперт Московской городской службы технического контроля Игорь Климаков.

Но продажа талончиков и диагностика машин будет далеко не основной статьей доходов сервисов. Прайс на устранение технических недостатков автомобиля уж точно не сможет регулировать государство.

«Сейчас водитель может выбирать, где и как ему ремонтироваться. Если техосмотр будут производить автосервисы, то они до бесконечности будут заставлять менять даже исправные узлы автомобилей по завышенным расценкам, угрожая, что в противном случае не выдадут им талон ТО. Да и просто не выпуская «неисправный» автомобиль из автосервиса», — уверен президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Главный козырь в пользу необходимости принятия проекта — что за свои деньги автомобилисты получат гарантию качества работ и материальную ответственность сервисов, — скорее всего, окажется фикцией. Доказать, что эксперт выдал талон техосмотра на неисправный автомобиль практически невозможно, считают специалисты. «Такой практики нет нигде в мире. Во-первых, такая экспертиза очень дорога, и чаще всего за рубежом ее могут позволить себе только автомобильные компании, чтобы доказать, что техническое состояние их машины не послужило причиной ДТП, — рассказал Климаков. — Во-вторых, даже с помощью такой экспертизы очень тяжело доказать, что автомобиль был неисправен на момент проведения технического осмотра».

Однако планы Плескачевского вполне жизнеспособны.

В России уже существует пример деятельности коммерческих организаций, которые получают сверхприбыли за счет «обязаловки», навязанной автомобилистам государством, — страховые компании, получившие аккредитацию по работе с ОСАГО. Так, в 2006 году компании-члены РСА заработали 24,7 млрд рублей.