Километры променяли на лекарства

Нарушения в финансировании ремонта дорог

Мария Цыбульская 26.03.2007, 19:42

Счетная палата нашла нарушения в реализации федеральной программы «Модернизация транспортной системы России 2002–2010 годы». Согласно данным СП, регионы не хотят тратить свои бюджеты на сокращение числа аварийных дорог.

В понедельник Счетная палата обнародовала результаты проверки исполнения регионами федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России 2002–2010 годы». ФЦП «Модернизация транспортной системы России» была принята еще в 2001 году. На первом этапе ее реализации — 2002–2005 годы — планировалось компенсировать недостатки работы дорожников за предыдущие годы — уменьшить отставание по срокам ремонта крупных магистралей, а также продолжить строительство и реконструкцию автомобильных дорог в наиболее перегруженных районах. Финансирование работ идет частично за счет федеральных средств — реконструкция федеральных дорог — и разовых субсидий регионам и местным бюджетам, которые должны реконструировать дороги местного значения. Аудиторы Счетной палаты выбрали три региона — Ленинградскую и Тюменскую области и Республику Татарстан, чтобы проверить, как они выполняют ФЦП.

«По итогам проверки можно констатировать, что основные программные мероприятия не выполнены», — заявили в Счетной палате.

«Так, прирост автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, не исполнен на 39,1 тыс. км — 6,8% от показателя, определенного подпрограммой. Проверка также показала, что субсидии, направленные субъектам из средств федерального бюджета, выделялись без четких критериев», — говорится в отчете Счетной палаты.
В ходе проверки были установлены нарушения в расходовании средств регионами. «Так, в Ленинградской области средствами федерального бюджета в размере 50,5 млн рублей были профинансированы объекты, не имеющие утвержденной проектно-сметной документации, а в Тюменской области принимались в эксплуатацию незавершенные объекты». В Республике Татарстан из республиканского бюджета были направлены средства на финансирование проходящих в границах республики федеральных дорог на общую сумму около 2,4 млрд рублей, в результате чего объемы строительства и реконструкции территориальных дорог, финансируемых из средств республиканского бюджета, были освоены только на 50,7 процента от утвержденного задания.

Кроме того, деньги между подрядчиками распределялись без проведения конкурса и разрешения территориальных органов Минэкономразвития России.

А объемы незавершенного строительства с 2002 по 2005 год в Республике Татарстан, Тюменской и Ленинградской областях, вместо того чтобы снизиться, возросли в 2,3, 36,4 и 1,3 раза. Кроме того, во всех проверяемых субъектах наблюдается ежегодный прирост потребности в проведении капитального ремонта и восстановления дорожного покрытия.

Как пояснил собеседник «Газеты.Ru» в Росавтодоре, итоги проверки доказывают только то, что реализация дорожной программы не является для регионов приоритетной. «Они потратили свои бюджеты не на ремонт дорог, а, например, на лекарства, в этом нет, в общем, ничего удивительного. Поскольку такое положение дел не ново, были задуманы федеральные разовые субсидии на строительство и ремонт региональных дорог, но и они ограничены. Ведь нам надо еще выполнять свою часть программы — реконструкцию федеральных трасс», — пояснил собеседник издания. Однако в архиве Счетной палаты за 2004 год есть отчет о проверке, показавшей, что Росавтодор как раз нарушал условия направления бюджетных средств субъектам федерации на финансирование дорожного хозяйства, в результате чего неэффективное использование средств составило 10,4 млрд рублей. Но более поздняя, прошлогодняя проверка нарушений уже не выявила.

Правозащитники уверены, что пока проблема строительства дорог не будет выведена на уровень нацпроекта, ситуации не изменится.

«Сегодняшние проблемы с финансированием дорожного строительства начались в 2003 году, после отмены дорожных фондов. Тогда у регионов появилась возможность перераспределять деньги из одного направления в другое, и совершенно понятно, что дороги в этой ситуации потеряли», — рассказал лидер общественного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Он убежден, что решение это проблемы в нашей стране возможно только с помощью политической воли — дороги должны стать нацпроектом, контроль за реализацией которого должен держать президент. Пока же по инициативе Путина было проведено лишь одно заседание Госсовета, на котором было сказано, что бюджетное финансирование увеличено не будет, а строительство дорог нужно вести за счет частных инвесторов. Независимые же эксперты утверждают, что гораздо эффективнее было бы возрождение дорожных фондов, бюджет которых должен пополняться за счет уплаты штрафов, транспортного налога и, как в Америке, за счет продаж бензина. Однако мнение экспертов в нашей стране мало кого интересует.