Автомобиль пенсионного возраста

Дума хочет запретить старые машины

Мария Цыбульская 14.12.2006, 18:29

В Госдуме обсудили создание закона «О дорожном движении», который должен заменить существующие Правила дорожного движения, а заодно резко ужесточить требования к водителям и автомобилям. Например, авторы собираются не допускать к вождению алкоголиков, а владение старыми машинами сделать экономически невыгодными.

В четверг в Госдуме состоялся круглый стол «О совершенствовании нормативно-правового регулирования», на котором обсуждалась возможность создания единого дорожного законодательства, как в странах Европы. По данным участников заседания, законы о дорожном движении действуют в Австрии, Болгарии, Великобритании, Дании, Украине и Эстонии, а во Франции и Германии — это пакеты законов. «В пяти томах французских Правил дорожного движения, которые подразделяются на законодательную и регламентирующую части, содержится комплекс положений, регулирующих все вопросы, связанные с дорожным движением, — говорится в материалах к заседанию. — В Германии отдельно действует, кроме основного закона «О безопасности дорожного движения», «Закон о нарушении правил дорожного движения», Кодекс положений о допуске к дорожному движению (он регулирует вопросы, касающиеся водителя и транспортных средств)».

В России же дорожное законодательство разбросано — Конституция РФ, федеральные законы, акты президента, постановления правительства и ведомственные акты федеральные и местные понемногу регулируют эти вопросы.

Объединить их должен новый закон о «О дорожном движении», ставший известным как закон, запрещающий правый руль.

Разработка проекта поручена бывшему главе ГАИ России сенатору Владимиру Федорову.

«Необходимо свести воедино все требования к дорожному процессу — правила дорожного движения, правила регистрации машин, допуска водителей и автомобилей, правила оказания медицинской помощи на дорогах и т.д», — считает Федоров. При этом сенатор оговорился, что считает вопрос запрета правого руля далеко не самым важным в этом проекте: «СМИ делают акцент только на правый руль, чем пользуются дальневосточные перегонщики. Есть данные, что за этот год ввоз праворульных машин из Японии увеличился в пять раз благодаря этому ажиотажу. Когда говорить нужно о безопасности на дорогах и о равенстве перед законом».

Впрочем, в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» Федоров повторил, что праворульные машины опасны, и их ввоз необходимо ограничить, например, экономически: ввести запретительные пошли на импорт машин из Японии и в качестве безопасной альтернативы снизить пошлины на леворукие иномарки из Кореи. «У людей, конечно, должна быть недорогая альтернатива машинам отечественного производства».

При этом Федоров предлагает ввести новую категорию опасных машин — «старые машины».

«Нужно определить сроки эксплуатации транспортных средств, ведь гнилая машина опасна и для водителя, и для пассажиров. Решать этот вопрос нужно опять же экономически, например, ввести высокий налог на старый автомобиль».

Он, правда, отметил, что должна быть и категория для раритетных автомобилей, чтобы не нарушить права коллекционеров.

С этими предложениями категорически не согласны правозащитники. Лидер Общественного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков заявил «Газете.Ru», что ограничение для автомобилей по возрасту считает некорректным. «Как можно сравнивать отечественные пятнадцатилетние машины и иномарки? Тут вопрос не к возрасту, а к безопасности и к техническому состоянию. А в таком случае надо запрещать »Жигули« все подряд вне зависимости от возраста», — сказал Лысаков. Он обвинил Федорова в лоббировании интересов импортеров корейских машин и отечественных автопроизводителей. «По моим данным, аварийность в Приморье ниже, чем в других регионах, что отметает все разговоры о безопасности праворульных машин. Это вопрос экономический. Если бы корейские машины были сравнимы по качеству и цене с японскими, не надо было бы ничего запрещать. Рынок сам бы выдавил японцев», — убежден Лысаков.

Критиковать отечественный автопром на заседании решился только Генеральный директор ФГУП НАМИ Алексей Ипатов. «Сейчас не ведется статистика по числу ДТП, причиной которых стали технические особенности автомобилей», — что, по мнению Ипатова, смогло бы показать несовершенство машин отечественного производства.

Кроме запрета некоторых категорий автомобилей, Федоров считает, что нужно отнимать права у некоторых категорий водителей.

«Нужно проработать процедуру отзыва водительского удостоверения у людей, больных алкоголизмом. Ведь это страшно, когда невменяемый человек садится за руль». При этом разработку процедуры освидетельствования алкоголиков он оставляет врачам: «Как это должно выглядеть, я не знаю, это будут решать медики».

Он также настаивает на ужесточении ответственности для водителей. «Я изучаю дорожное законодательство других стран последние 15 лет, и точно знаю, что ни разу за это время ни в одной стране ответственность для водителей не была снижена. Штрафы везде только растут». В Великобритании пьяного водителя могут посадить на 6 месяцев и лишить лицензии на вождение на 1 год просто за управление машины в пьяном виде. А если по его вине произошло ДТП с пострадавшими, закон предусматривает тюремное заключение сроком до 14 лет и штраф 5000 фунтов.

Разработка концепции закона должна быть закончена через несколько месяцев, после чего будет решаться вопрос о финансировании дальнейшей разработки. «Создание такой законодательной базы нигде не предусмотрено, нет ее и в »Программе по повышению безопасности на дорогах», — пояснил Федоров.

Если деньги все же найдутся, российским автомобилистам придется приблизиться к жизни на европейском уровне, чего они категорически не хотят. В субботу состоится всероссийская акция автомобилистов против ужесточения наказаний для водителей и запрета правого руля. В акции примут участие 40 городов.