Стандартная отмашка

Фото: www.petroffmotors.ru
Поправки к ГОСТу, ужесточающие правила прохождения техосмотра, так и не начали действовать. Например, на столичных пунктах ТО их не применяют или вообще о них не знают. Кроме того, в ближайшее время будут выпущены новые изменения к ГОСТам, отменяющие большинство строгостей в отношении «красных фонарей» и «кенгурятников».

1 марта вступили в силу поправки к ГОСТу, ужесточающие требования к техническому состоянию машин. Авторы документа говорят, что попытались приблизить российские требования к европейским стандартам. «В Европе, например, запрещена эксплуатация машин с нестандартной оптикой, — говорит один из разработчиков ГОСТа, ведущий научный сотрудник НИИ автотранспорта Сергей Мороз. — Вы не сможете проехать по Франции на машине из Америки. Что уж говорить о том, чтобы ездить на праворульной машине. А в Россию сейчас можно ввезти любую машину. С новыми ГОСТами можно будет навести порядок и отсекать нестандартные автомобили на пунктах ТО».

Государственный технический осмотр сейчас проводится на основании 36 документов.

Главные из них — Правила дорожного движения и ГОСТы. Проверяет состояние машины контролер — специально обученный всем этим нормам механик. Функции инспектора ГАИ — убедиться в подлинности номеров двигателя и кузова, выдать талон ТО.

Первым шагом к ужесточению правил ТО стали поправки в ПДД, вступившие в силу с 1 января. Тогда попали под запрет эксплуатации все машины с нестандартной оптикой — в первую очередь американские автомобили с желтыми габаритными огнями и красными задними поворотниками. Теперь на пунктах ГТО могут предъявить новые требования к световым приборам. Согласно ГОСТу, легально пройти техосмотр не смогут машины с нештатной ксеноновой оптикой без автоматической подстройки луча под крены машины. На всех автомобилях должен быть установлен тритий стоп-сигнал, а задний номер должна подсвечивать только одна лампочка. Еще ГОСТ запрещает эксплуатацию машин с «голым» кенгурятником (без смягчающего удар покрытия) и прямоточным глушителем.

Правда, на станциях техосмотра пока проводят ТО по старым правилам. Как рассказал инспектор ПТО на Сколковском шоссе, 29, они ждут «указаний ужесточать требования, которые пока не приходили»: «Мы знаем, что вступили новые ГОСТы, но нам почему-то пока не дали отмашку их применять. Да и текст новых правил мы тоже пока не видели». Контролер ПТО на Большой Очаковской улице сказал, что правила прохождения ТО не изменились, потому что в «ГОСТе ничего нового нет». «Нестандартная оптика и раньше была запрещена. Иногда мы закрываем глаза на желтые габариты, ну, если машина в целом нормальная... иногда разворачиваем. Сами понимаете, все это дело индивидуальное», — ухмыльнулся контролер.

Как выяснила «Газета.Ru», после акций протеста автомобилистов против ужесточения правил ТО разработчики ГОСТов экстренно подготовили смягчающие стандарты поправки.

«Мы допустили ошибку, не уточнив, что вводим запрет на нестандартную оптику только для новых машин. Это касается и третьего стоп-сигнала, и одной лампочки над номером. Ведь понятно, что переделать все уже купленные машины невозможно, — пояснил Сергей Мороз. — Некоторые гаишники принялись трясти из водителей деньги, хотя им начальство это запретило. В ближайшие дни вступят в силу новые поправки, указывающие, что по новым правилам будут проверяться только машины, произведенные и ввезенные в Россию после 1 января 2007 года».

Так же из ГОСТов вычеркнут запрет на жесткие кенгурятники.

А вот самодельный тюнинг — прямоточные глушители — все же придется менять.

По словам Мороза, в документах, устанавливающих правила ТО, не должно быть противоречий. Поэтому правительство на днях должно выполнить обещание и приостановить действие некоторых пунктов ПДД. «Автотранспортные средства, которые ввезены в Россию до 1 января 2007 года и не отвечают этим нормам, смогут эксплуатироваться дальше. Новые требования будут распространяться на автотранспортные средства, ввезенные или произведенные на территории России с 1 января 2007 года», — заявил руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин.

Пока же эти документы не подписали, жесткие правила в теории действуют для всех машин. Но, как объяснил Сергей Мороз, гаишники не смогут ими воспользоваться — хотя бы потому, что не видели текста нового ГОСТа. «Документ был выпущен ограниченным тиражом, и его просто всем не хватило.

Большинство гаишников даже не в курсе, что существуют новые правила ТО. Самое главное — компьютерного обеспечения для пунктов осмотра еще не написали».

По словам эксперта, если кто-то из служащих ПТО попробует провести техосмотр по новому ГОСТу, лучше разворачиваться и уезжать. «Можно не сомневаться — перед вами закоренелый вымогатель, — говорит Мороз. — Стоит просто поехать на другой пункт или дождаться вступления в силу очередных поправок».