Один из крупнейших портов России — Владивостокский морской торговый порт (ВТМП) обрел нового владельца. Теперь собственником порта стало ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП), которое в результате сделки получит 100% уставного капитала ООО «М-Порт» — управляющей компании ВМТП.
Сделка, как пояснил председатель совета директоров ДВМП Симан Поваренкин, пройдет в два этапа. На первом будет приобретена 50-процентная доля в ООО, ранее принадлежавшая Магнитогорскому металлургическому комбинату, затем в течение трех лет судоходство выкупит оставшиеся 50%. «Магнитка», кстати, считают эксперты, не зря недавно рассталась с непрофильным активом: согласно прогнозам, в ближайшее время возможен спад экспорта металлов из России.
Для пароходства же сделка по приобретению порта очень важна. «Ключевой стратегический интерес ДВМП заключается в создании многопрофильного транспортного оператора, — поясняет эксперт «Финама» Владимир Сергиевский. — Владивостокский порт является важным звеном данной стратегии, именно через него проходит наибольший объем контейнерного грузооборота между Россией и Юго-Восточной Азией. Поэтому, уверен аналитик, пароходство и заплатило за порт такую значительную цену. Общая сумма сделки составила $180 млн, тогда как справедливая цена порта, по расчетам аналитиков «Финама», — всего $120 млн. Компания планирует значительные инвестиции в ВТМП: в течение трех лет порт готовится выйти на грузооборот в 450–500 тыс. контейнеров в год. Порт также осуществляет строительство нефтеналивного терминала мощностью 2 млн тонн, планируется также построить цементный терминал, а в перспективе — зерновой.
Развитием порта бизнес компании не ограничится. ДВМП, вероятно, и дальше будет расширять свое влияние на этом маршруте. В частности, председатель совета директоров компании уже заявил, что пароходство планирует приобретение других портовых активов на Дальнем Востоке. Эксперты не исключают также возможность покупки морских судов и железнодорожных составов. Всего на приобретение новых активов ДВМП готово потратить $1 млрд до 2010 года.