Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Полтора телефона в одни руки

В мире на абонента сотовой связи приходится по 1,32 сим-карты, а в России – 1,5

Фото: Thinkstock.com/East News
В мире на каждого абонента сотовой связи приходится по 1,32 сим-карты. По этому показателю можно оценить количество «мертвых душ» в абонентских базах операторов. В России этот показатель выше мирового, поэтому операторы должны будут вычистить свои базы, иначе их политика приведет к убыткам.

По данным британского аналитического агентства Informa Telecoms&Media, сейчас в мире на 2,3 млрд пользователей мобильной связи приходится более 3 млрд сим-карт. Согласно их прогнозам, к 2009 году в мире будет насчитываться около 4 млрд сим-карт, а количество реальных пользователей не достигнет 3 млрд человек. Незадолго до этого американское аналитическое агентство Mobile World опубликовало свое исследование, в котором сделала вывод, что уже к концу 2007 года абонентская база в мире достигнет 3,25 млрд пользователей, в первую очередь, за счет Китая, Индии и африканских стран.

По мнению Informa Telecoms&Media, рост абонентских баз связан не только с ростом проникновения мобильной связи на развивающиеся рынки.

Дело в том, что операторы делают клиентам разнообразные предложения, побуждающие их приобретать вторые и третьи сим-карты.

Поэтому номинальная абонентская база растет даже в Западной Европе, где уровень проникновения сотовой связи превышает 100%.

Соотношение между номинальными и реальными абонентами в России составляет полтора к одному, что выше мирового уровня, рассказала «Газете.Ru» старший консультант iKS-Consulting Маргарита Зобнина.

По ее данным, в России уровень номинального проникновения составляет 110% (159 млн абонентов), в то время как реальное проникновение составляет лишь 72%.

Правда, с ней не соглашается ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин, который считает, что вычисление единого соотношения по России не имеет большого смысла. «В крупных городах, особенно в Москве и в Петербурге, соотношение количества сим-карт и реальных абонентов составляет примерно 1,5 к 1, в то время как в большинстве регионов эта цифра находится на уровне 1,02–1,03 к 1», — приводит свои данные Муртазин. «При суммировании этих цифр получается средняя температура по больнице», — уверен аналитик MRG.

Судя по всему, российские сотовые компании уже поняли серьезность этой проблемы. Крупные операторы в 2006 году начали проводить операции по вычищению «молчащих» абонентов из своих баз. В базах «Мегафона» сейчас 85% активных абонентов, а «Вымпелком» выходит на уровень 80% активных абонентов, приводит свои данные Зобнина. По ее словам, это — высокий показатель даже в сравнении с крупнейшими европейскими операторами. Лишь МТС пока не предоставляет информацию о том, сколько у компании «живых» абонентов. Впрочем, по данным одного из аналитиков, обозревающих рынок, доля активных абонентов у компании не превышает 50%. Тем не менее, Муртазин из MRG отмечает, что абонентские базы раздуты настолько, что усилий операторов не хватит на то, чтобы решить эту проблему.

Эксперты считают, что если операторы не избавятся от критической массы «мертвых душ», то это может сказаться на их финансовых показателях.

Следствия раздутой абонентской базы — это размывание показателя доходности на одного абонента (ARPU) и увеличение расходов на подключение новых абонентов, считает Зобнина. По ее словам, при насыщенном рынке и раздутой базе сложнее привлечь нового абонента, пусть даже и покупающего вторую сим-карту.

Однако пока сотовые компании пытаются выжать из этой ситуации максимальные прибыли. По мнению Муртазина, ARPU на одного абонента растет лишь при наличии у него нескольких сим-карт одного оператора. «Если же абонент использует сим-карты разных операторов, то доход каждого из операторов не изменяется», — говорит Муртазин. По его словам, в этом «одна из прелестей для сотовых компаний наличия нескольких сим-карт у одного пользователя». При этом аналитик не считает, что можно говорить о существенном росте маркетинговых расходов на привлечение новых абонентов. «При насыщенном рынке абонент сможет выбрать то, что ему удобнее и выгоднее, навязать ему свои услуги с помощью рекламы не получится», — уверен эксперт.

Поэтому некоторые сотовые компании иногда вынуждены играть роль оператора «второй сим-карты». Например, Зобнина считает, что сейчас такую роль играет «Скайлинк», который специализируется на предоставлении услуг мобильного интернета и осознанно занимает такую нишу. «Ради услуг голосовой связи никто не будет покупать «Скайлинк»: сим-карты этого оператора используются либо как основные, либо только для передачи данных», — добавляет Муртазин. Аналитик считает, что сейчас официально никто из операторов в России не позиционирует себя как оператор «второй сим-карты». По его словам, так себя изначально вел «Мегафон» на рынке Москвы, однако полтора-два года назад он отказался от этой стратегии.