Новости – больше не их профессия

Информационное вещание на телевидении в этом сезоне не пользовалось большой популярностью у зрителей

Алина Ребель 29.05.2007, 14:21

Минувший телесезон наглядно продемонстрировал: зрителя не интересуют новости, которые предлагают центральные телеканалы. Развитие информвещания в кабельных сетях и на спутнике вызывает сомнения — вряд ли телевидение предложит продукт, способный конкурировать с зарубежными информационными каналами.

Что такое рейтинг и доля
Рейтинг телепрограммы — среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории.
Доля телепрограммы — среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел хоть какую-то программу) в данный момент времени.

Под конец телесезона один из главных эфирных каналов — НТВ — дал явно понять, что информационные выпуски больше не являются «столпами», на которых выстраивается сетка вещания. К лету сетка вещания вечерних новостей на канале изменилась очень странным образом. Если семичасовые новости остались в своем слоте, то выпуск программы «Сегодня», который зрители привыкли видеть в 22.00, съехал на 22.45. При этом в кадре будут не два ведущих, а всего один — «Сегодня» теперь по очереди ведут Алексей Пивоваров и Александр Яковенко. Зачем нужно было менять формат информационного вещания к лету, когда зрительский интерес к телевидению и так падает, не совсем понятно. На НТВ объясняют, что перемены в сетке — это летний эксперимент. При таком раскладе программным директорам НТВ гораздо удобнее вместить три сериала между семичасовым и последним выпусками новостей.

Телеканал НТВ, похоже, в этом сезоне окончательно решил отказаться от лидирующего места в информационном вещании.

Выпуски новостей «четвертой кнопки» стали практически неотличимы от информационных программ на «Первом» и «России».

Симптоматичным оказался и уход одного из ведущих «Сегодня», Антона Хрекова, на новую должность. Напомним, что в начале сезона сентябрь 2006 --май 2007 журналист покинул информационное вещание и возглавил одно из подразделений дирекции праймового вещания, которое прошлым летом было создано на НТВ. Тогда Хреков обещал «Газете.Ru» не исчезать из эфира и представить своим поклонникам кардинально новый журналистский проект. Ждать пришлось долго — он вновь появился в эфире только в феврале 2007-го с программой «Главный герой». Правда, программа получилась очень похожей на уже существовавшую на НТВ «Программу «Максимум». С появлением «Главного героя» стало ясно — формат глянцевого журнала с уклоном в «желтуху» окончательно утвердился на НТВ.

Видимо, о лозунге канала «Новости — наша профессия» нужно забыть навсегда.

Такой идеологический ребрендинг плохо повлиял на рейтинги информационных программ «четвертой кнопки» — они на несколько пунктов проигрывают показателям «Первого канала» и «России» и несколько потеряли в аудитории в сравнении с предыдущим сезоном. Если в сезон сентябрь 2005 — май 2006 «Сегодня. Итоговая программа» получала средний рейтинг 5,89% с долей 15,65% (данные по России, 4+), то в нынешнем сезоне эти показатели, соответственно, — 5,7% и 14, 99%. Нельзя не отметить, что на этом фоне прибавила в цифрах программа «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», которая в минувшем сезоне собирала рейтинг в 3,94% и долю 11,71%, а в этом набрала уже 4,17% рейтинга и 11, 99% долю.

Цифры показательны — на телевидении практически не осталось политических ток-шоу, а потому они привлекают гораздо большее внимание, чем выпуски новостей, которые все равно на всех каналах выглядят одинаково.

И хотя на НТВ все еще существует целых два политических ток-шоу — «К барьеру!» и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» — это вряд ли обеспечит каналу расширение лояльной аудитории накануне выборов. Ведущим обеих программ является Соловьев, а далеко не все телезрители готовы принимать его суждения и манеру поведения в студии. Судя по всему, уходящий сезон поставил окончательную точку в перепрофилировании НТВ из информационного канала, которому доверяли, в криминально-сериальный, на котором время убивают.

При этом информационное вещание «Первого» и «России» почти не изменилось. На них информации не стало ни меньше, ни больше. Пожалуй, главная новость телесезона заключалась в том, что Сергея Брилева сняли с программы «Вести недели». Его уход наделал много шуму, поскольку на канале намекали, что Брилев ушел в связи с выборами. Ходили даже слухи, что он может заняться информацией не на телевидении, а в политических кругах. Однако вскоре стало известно, что уход Брилева действительно связан с выборами, но он остается на «России». Уже сейчас подходит к концу подготовка его нового проекта «Пятая студия». Создатели программы не стали долго думать над названием — съемки будут проходить в пятой студии комплекса ВГТРК. Видимо, расчет строится на том, что у зрителей старшего поколения должны возникнуть положительные ассоциации — на советском телевидении была политическая программа «Девятая студия».

«Пятая студия» появится в эфире «России» в начале июня и будет напоминать любое другое политическое ток-шоу.

Разве что зрителей будет всего десять, и их будут тщательно отбирать, чтобы обязательно в студии оказалось какое-то количество представителей нацменьшинств, одинаковое количество мужчин и женщин, представители разных социальных прослоек.

С уходом Брилева рейтинги «Вестей недели» снизились. По данным телеканала «Россия», в среднем доля итоговых «Вестей» упала на 4%, а рейтинг снизился на 2% (данные по аудитории 18+). Возможно, поэтому среднесезонный рейтинг «Вестей недели» оказался ниже воскресного выпуска программы «Время» с Петром Толстым на «Первом» — всего 7,09 против 8,22 (с долей 14,54 и 20,69 соответственно).

В последнее время разрыв между каналами растет — в прошлом сезоне разница в рейтинге была меньше одного процента, сейчас уже — 1,13%.

Правда, ВГТРК пытается расширить свою «информационную платформу» — в начале этого сезона компания запустила спутниковый телеканал «Вести24». Однако пока «Вестям» не удалось обогнать первый исключительно информационный телеканал «РБК-ТВ».

На фоне появления новых проектов, ребрендингов и прочих перемен на других каналах «Первый» остается лидером рейтинга информационных программ. Здесь, конечно, нельзя не учитывать и эффект «первой кнопки» — зрители привыкли начинать телесмотрение именно с первой программы. Кроме того, «Первый» — как и «Россия» — имеет самое большое покрытие и доступен зрителям даже в отдаленных уголках страны.

Поэтому программа «Время» по среднесезонному рейтингу занимает первое место среди конкурентов, правда, немногим отличаясь от них по содержанию.

Остальные каналы на фоне этих цифр не могут похвастаться высокими показателями информационных программ. «Неделя с Марианной Максимовской» на «Рен-ТВ» имеет средний рейтинг за телесезон всего в 1,47% и долю 4,31%, а «События» на «ТВ Центре» и того меньше — всего лишь 0, 7% с долей 2,82%. При этом оба канала, несмотря на прошедшие на них в начале этого сезона ребрендинги, так и не приобрели своего лица и не заняли определенную нишу на отечественном телевидении. Таким образом, информационно-аналитическая активность на российском телевидении накануне выборов не особенно выросла — каналы уверенно теряют аудиторию, заинтересованную в новостях и их анализе. Процесс этот происходит медленно, но в ближайшие годы он может приобрести радикально новый вектор.

Пока сейчас на кабельных платформах существуют три российских информационных канала на русском языке — «РБК-ТВ», «Евроньюс» и «Вести». Но любой обладатель спутниковой тарелки и знания английского языка может посмотреть BBC, Bloomberg, СNN или Deutche Welle. Так что эфирным каналам придется всерьез побороться за свое место в информационном пространстве после перехода страны на цифровое вещание.

Говоря об информационном вещании уходящего сезона, нельзя не вспомнить о новой тенденции отечественного телевидения. Накануне эпохи цифрового ТВ отечественные телевизионщики взялись за возрождение иновещания. Сначала появился телеканал «Russia Today», на английском языке информирующий весь мир о событиях в России. Канал запустило агентство РИА «Новости», но, по словам экспертов, его мало кто смотрит за рубежом. К концу сезона проявилось стремление российского политического истеблишмента заявить о себе и в арабских странах. 4 мая стартовал еще один информационный канал о России, но на арабском языке — «Русия аль-Яум», который вещает на страны Ближнего Востока, Северной Африки и Европы.