В прошлом году по результатам исследования самых дорогих городов мира MHRC присудила Москве первое место.
Компания MHRC специализируется на исследовании трудовых ресурсов и предоставляет информацию кадровым и бухгалтерским отделам международных корпораций. Подобные рейтинги, по мнению исследователей, помогают международным компаниям, которые отправляют своих сотрудников на работу за рубеж, правильно рассчитать размер командировочных и зарплат, исходя из реальных условий для жизни и работы в конкретном месте.
Когда в начале этого года Москва была признана самой дорогой столицей мира, это в ряде российских СМИ подавалось чуть ли не как достижение. Обогнать Нью-Йорк и Лондон – главные развлекательные и бизнес-столицы мира – Москве удалось в основном за счет дороговизны недвижимости и развлечений. Например, депутат Государственной думы и бизнесмен Александр Лебедев, основываясь на собственном опыте и опыте своих коллег, подтверждает статус Москвы как самого дорогого города: «Мои друзья-бизнесмены из Европы и США не верят своим глазам, когда видят цены в наших ресторанах и бутиках. Для них Москва неоправданно дорога».

Однако, когда исследователи отошли от малодоступных простому россиянину дорогих ресторанов и магазинов и обратились к ежедневным потребностям, рейтинг города стремительно упал. Теперь Москва не щеголяет соседством с Лондоном и Нью-Йорком, а замыкает рейтинг и довольствуется компанией городов из стран третьего мира.

Пресс-секретарь агентства «Финам» Владислав Кочетков считает, что, несмотря на спорную объективность подобных исследований, 201-е место не удивительно, а показательно: «Москва – город контрастов. Это подтверждают и результаты рейтингов.
Первое место по дороговизне жизни не означает, что большинство граждан страны живут хорошо.
Думаю, в исследовании, которое закончилось для Москвы таким низким результатом, аналитики отталкивались от проблем, с которыми жители мегаполиса сталкиваются каждый день: перенаселение, проблемы с миграцией, черные зарплаты, большое количество дешевой рабочей силы, слабая инфраструктура. Естественно, по таким показателям мы не могли занять высоких позиций среди других развитых стран». «Если отвлечься от «будничных» потребностей жителей Рублево-Успенского шоссе, которые перемещаются из ресторана в клуб, то Москва – не пригодный для жизни город! – категорично заявляет Александр Лебедев. – И для этого не нужны никакие исследования и рейтинги – достаточно посмотреть на варварское строительство, экологию и катастрофическую ситуацию с транспортом, как автомобильным, так и общественным».
Однако, хоть Москва и заняла столь непочетное место в исследовании, ориентированном на международных работодателей, количество экспатов, которые едут осваивать московскую бизнес-среду, не убавилось.
По мнению Кочеткова, привлекательность «легких» российских денег превышает возможные опасности жизни в неблагоприятном городе: «Более высокие, чем в Европе на аналогичной должности, зарплаты и возможности быстрого карьерного роста привлекают иностранцев в Россию».
При этом и самим компаниям в Москве приходится порой непросто. Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что зарубежному бизнесу мешает не эфемерная «плохая санитарная обстановка», а вполне конкретное отсутствие стабильности и нечеткость законов: «С точки зрения предпринимателя, который приезжает в Россию делать бизнес, Москва действительно не самый благополучный город. У нас существует реальная проблема несогласованности интересов городских и федеральных властей, и порой не разберешь, чьим законам и правилам следовать. Но, пока Россия переживает бум строительства и рост потребления, доля зарубежного бизнеса будет только расти».
Пока столица почивала на лаврах самого дорогого города мира, главный ее конкурент Санкт-Петербург занял 184-е место в рейтинге, а Новосибирск и Казань и вовсе оказались на 182-й и 174-й строчках в списке.
Регионы обгоняют Москву по экологическим показателям, а относительно дешевая недвижимость и рост потребительской активности делают провинцию привлекательной для бизнеса.
Алексей Макаркин полагает, что Москва сильно проигрывает регионам по транспортной обстановке: «Инфраструктура, одинаково устаревшая во всех городах, пока выдерживает население, например, Петербурга, а вот столичный регион практически в тупиковой транспортной ситуации». Действительно, именно учет транспортных и инфраструктурных показателей объясняет успех Цюриха и Женевы, которые заняли первое и второе места в рейтинге.
Отразится ли столь низкий рейтинг Москвы на действиях столичных властей – неизвестно. «Москва двигается к пределу, – считает Лебедев. – Если власти не прекратят варварскую градостроительную политику, которая, к сожалению, приносит колоссальные прибыли, и не обратятся к решению транспортных и экологических проблем, то через пару лет Москва не то что двухсотое место не займет, а рискует войти в список не пригодных для жизни городов».
04 АПРЕЛЯ 10:00