Акцизы на большинство товаров, подпадающих под их действие, в ближайшие годы будут расти соразмерно запланированной инфляции. В 2008 году их проиндексируют на 7%, в 2009-м — на 6,5%, в 2010-м — на 6%. Такое решение приняло правительство на своем заседании в четверг.
Но есть и исключения. Потребителям сигарет и иной табачной продукции нужно приготовиться к увеличению акциза на эти товары на 20%. «В дешевых сегментах сигаретного рынка это будет означать увеличение цены примерно на 1 рубль в год», — сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов.
Зато акцизы на нефтепродукты расти не будут. Сначала их планировалось не индексировать лишь в течение 2008 года, а в 2009-м и 2010 году увеличить на 6,5% и 6% соответственно. Но накануне заседания кабинета «на совещании у вице-премьера Александра Жукова было выработано решение, что в 2009–2010 годах акцизы на нефтепродукты не индексируются», заявил Шаталов. Жест весьма щедрый. Из-за него в 2009–2010 годах бюджет потеряет 8,8 и 16,3 млрд рублей. «Это немало», — признал Фрадков и подчеркнул, что это — цена, которую правительство платит за неповышение цен на автозаправочных станциях.
Как бы жертва не оказалась напрасной. Цены на бензин, отмечают эксперты, растут не только из-за акцизов, поэтому потребитель может и не заметить заботы о нем.
«Акцизы на бензин у нас не индексируются уже несколько лет, и как средство исключения одной из причин роста цен, это, безусловно полезно, — признает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. — Однако основной причиной роста цен на топливо по-прежнему остается инфляция». Плюс налоги, которые уже составляют немалую долю в цене. Так, нефтяной НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) рассчитывается исходя из мировых цен на нефть. Они в последние годы росли, а вместе с ними и НДПИ и, следовательно, внутренние цены на нефть и нефтепродукты. «Дороговизна топлива объясняется неэффективностью российской налоговой системы — 60% дохода от производства бензина уходят на оплату налогов. Соответственно, чтобы получить хоть какую-то прибыль, нефтяники вынуждены повышать цены на свою продукцию», — говорит эксперт.
Правда, в последние несколько месяцев тенденция на мировых рынках изменилась: цены на нефть начали снижаться.
Но это почему-то не привело к уменьшению цен на бензин внутри страны.
У нефтепромышленников есть и этому оправдание. «Легких нефтепродуктов при переработке нефти на выходе получается лишь около 40%, а остальную часть составляют тяжелые нефтепродукты — мазут, битум, которые потом сбываются по цене, которая ниже цены на саму нефть. Именно чтобы покрыть «мазутные издержки», нефтяникам приходится поднимать цены на легкие нефтепродукты», — объясняет Аркуша.
Стимулировать переработку нефти в стране правительство намеревалось введением дифференцированных ставок акцизов: высоких на низкопробный бензин и низких на хороший. Но этот шаг откладывается из-за отсутствия техрегламентов – документов, которые опишут топливные стандарты, пояснил Шаталов.
«Мы два года говорим о технических регламентах, — возмутился глава Минэкономразвития Герман Греф. — Пора прекращать эти разговоры и с 1 января следующего года вводить эту норму. Почему столько времени требуется?»
«Мы друг друга заклинаем, что нужно дифференцировать экономику. А это – существенный толчок для развития автомобильной промышленности и глубокой переработки топлива».
«Ну вот, Христенко болеет – спросить не с кого», — полушутя попытался свалить вину на ответственного за техрегламенты главу Минпромэнерго премьер-министр. «Вы ставите всегда амбициозные задачи, а тут задача не амбициозная! Ну сколько можно говорить? Давайте впишем это в закон!» — не унимался Греф. Он отметил, что в противном случае вопрос откладывается еще на два года – до 2009 года. «Нельзя вписывать в закон то, про что мы точно не знаем», — возразил ему Шаталов.
Эти технические регламенты могут быть приняты уже весной, тогда проблема откладывается лишь на 2008 год, попытался успокоить Грефа Жуков. «Нет, на 2009-й, — прервал его Греф. — Если мы примем бюджет 2008 года, мы ничего не сможем менять в этот период. Значит, я фиксирую нашу с вами бездеятельность. Мы ничего не сделаем в 2008 году для создания глубокой переработки нефти».
«Необходимо отфиксировать нашу бездеятельность, чтобы было видно, что мы теряем 2008 год, сдерживаем научно-технический прогресс и диверсификацию экономики», — покаянно согласился с ним Фрадков.
Только вряд ли это признание порадует промышленников, которые действительно ждут диверсификации акцизов. «Нам важна сама тенденция, — признались «Газете.Ru» в «ЛУКойле». — Акцизы на высокооктановое топливо и топливо евростандартов должны быть ниже, чем на некачественное или низкооктановое топливо. А сегодня мы наблюдаем ситуацию полностью противоположную». «Безусловно, стимулировать нефтяников к выпуску продукции более глубокой нефтепереработки, а значит, обеспечить большие объемы качественного топлива и подтолкнуть цены к снижению, мог бы дифференцированный акциз, однако пока его нет», — констатирует Аркуша.