Мамонов обошел Пугачеву

Новогодние рейтинги телеканалов доказали, что зрители предпочитают хорошее кино

Фото: ИТАР-ТАСС
В новогодние праздники телевидение по-прежнему остается лучшим собеседником россиян, но одинаковость эфиров серьезно снизила новогодние рейтинги. А фильм «Остров» и вовсе опроверг закон зрительского тяготения к эстрадной попсе.

Описывать новогодний телеэфир просто — одни и те же звезды на одних и тех же каналах. Одни поют ретро, другие — свой обычный репертуар, но на фоне новогодней елки. За последние пять лет, пожалуй, самым оригинальным проектом был «Неголубой огонек» на Рен ТВ двухлетней давности. Конечно, тогдашние рейтинги канала ни в коем случае не перебили показатели Первого и «России», но оказались очень даже неплохими.

2007 год каналы встретили без энтузиазма — судя по рейтингам, даже традиционные лидеры новогоднего эфира Первый и «Россия» теряют зрителей из-за отсутствия новых лиц и идей.


Но прежде чем подвести рейтинговые итоги самой новогодней ночи, стоит, пожалуй, отметить одну из странных телевизионных традиций последних лет. К праздничному столу помимо Филиппа Киркорова, Евгения Петросяна и «Новых русских бабок» телеканалы с удовольствием подают зрителям свеженький труп. Вспомним 8 марта 2005 года. Тогда праздничные фильмы про счастливую любовь и радостные весенние концерты перемежались пикантным зрелищем — во всевозможных ракурсах, крупным планом, в цвете и со всеми подробностями показывали убитого лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова.

Женщины подарок не оценили и нервно переключали каналы, чтобы убрать с экрана страшную картинку.

В нынешние новогодние праздники борцы с терроризмом тоже не оставили телезрителей без «подарка». Утром 30 декабря был казнен Саддам Хусейн. Казнь ожидаемая, процесс громкий, накануне праздников новостей не так уж много, поэтому крупные планы неестественно вывернутой головы Хуcейна стали главным сюжетом не только предновогодних выпусков новостей, но и всех каникул. Появлялись все новые подробности гибели иракского тирана, которые телевизионщики стремились сообщить празднующим телезрителям по всему миру.

Другой новостью, которой телевизионщики мучили российских телезрителей, был газовый конфликт между Россией и Белоруссией. Контракт на поставку газа в братскую республику был подписан за две минуты до Нового года, о чем телезрителям сообщили бегущей строкой. Эта новость затем тиражировалась в течение нескольких дней.

Главной звездой непосредственно новогоднего эфира, которому не мешают ни традиционные декорации, ни предсказуемый репертуар, оказался президент страны.

В этом году обращение Владимира Путина к соотечественникам показали абсолютно все эфирные каналы, включая Муз ТВ и MTV.

Впрочем, стремление этих каналов проявить лояльность привело к нулевым показателям — целевая аудитория музыкальных каналов, кажется, предпочитает в последние минуты уходящего года смотреть другие каналы. Впрочем, аудитория Первого и «России» оказалась даже несколько более политически подкованной, чем в минувшем году — рейтинг обращения президента оказался не намного, но все-таки больше, чем в 2006.

Согласно эффекту «первой кнопки», большая часть зрителей включила обращения президента именно на Первом канале. При этом, вопреки всем ожиданиям, Владимира Путина с большим энтузиазмом смотрели москвичи, чем вся остальная Россия. По данным TNS Gallup Media, рейтинг обращения президента на Первом по московской аудитории составил 29,5% (с долей 54,2%), а по России — 27,3% (с долей 53,5). Не без интереса к обращению президента отнеслись и зрители телеканала «Россия» — здесь рейтинг составил 12,4% (доля — 24, 3%), и это даже выше, чем в прошлом году. Почти в три раза меньшую аудиторию собрал Владимир Путин среди зрителей НТВ — всего 4,2%. Без энтузиазма восприняли идею проводить старый год с президентом зрители ТНТ и СТС — с рейтингом в 1,8% и 2,2% соответственно. Причин такой «аполитичности» немало — во-первых, целевая аудитория этих каналов не особо настроена на серьезный лад, во-вторых, зона покрытия СТС, ТНТ и даже НТВ меньше территории охвата Первого и «России». Так что президенту не стоит беспокоиться за свой рейтинг, тем более, что его выступление на поверку заинтересовало многих зрителей гораздо больше, чем последовавшие за ней праздничные представления.

В последнем за 2006 год номере журнала Newsweek главный теленачальник страны, гендиректор Первого канала Константин Эрнст, сокрушался, что телевидение стремительно теряет аудиторию.

Он признался, что зрители устали от одних и тех же лиц, юмористы приелись, нужны новые идеи и подходы.

Пессимистические прогнозы Эрнста начинают сбываться — даже в новогоднюю ночь зрителям становится все скучнее смотреть телевизор. Несмотря на явное лидерство (Первый канал в этом году обогнал «Россию» почти в два раза), главный телеканал страны потерял интерес зрителей по сравнению с результатами прошлого года. Программа «Первый» дома» принесла каналу долю всего в 39,1% (рейтинг — 14, 7). 2006 год Первый встречал гораздо успешнее — с долей в 45% по России. Тогда на канале придумали более или менее оригинальную идею — в студии встречались герои старых советских фильмов, перемежавшиеся современными музыкальными номерами. Проект назывался «Первый» скорый», и нынешний «Первый» дома» должен был стать его логическим продолжением. А стал римейком прошлогоднего концерта. В плей-лист даже попали песни, в которых зрителей радостно поздравляли с наступающим годом собаки.

Не менее грустные итоги подвели после новогодней ночи и на «России». Его аудитория заметно поредела с прошлого года. «Голубой огонек» на Шаболовке принес каналу рейтинг всего в 10%, создав между Первым и «Россией» еще более непроходимую пропасть, чем в прошлом году. Не спасла канал даже приглашенная в качестве ведущей и главной сенсации новогодней ночи Алла Борисовна Пугачева. Смотреть «Голубой огонек» на Шаболовке было попросту скучно. А вот НТВ на этот раз хоть и не мудрствовало лукаво, но собрало самую большую аудиторию за последние пять лет. Песни группы АBBА, перепетые отечественными исполнителями на русском языке, принесли каналу рейтинг в 4,6% с долей 9,5. Впрочем, и здесь не обошлось без нюансов — представление началось за 20 минут до наступления Нового года и дало действительно высокий рейтинг. А вот после обращения президента график пополз вниз. И во временном слоте с 00.04 и до конца программы цифры уже немного другие — рейтинг в 2,8% с долей в 6,9.

Среди сетевых каналов лидером оказался ТНТ с неизменным Comedy Club. Этот проект и в новогоднюю ночь сделал ТНТ самым популярным из всех сетевых каналов. С рейтингом 2,1 он значительно обогнал своего главного конкурента — СТС, актерские импровизации которого в программе «Слава Богу, Новый год!» оказались не очень уместным сопровождением новогоднего застолья и принесли рейтинг всего в 1,5%.

Новогодняя ночь сенсаций не принесла — даже конкурентная борьба не заставляет телевизионщиков сочинить что-нибудь оригинальное. Тем более сокрушительной кажется победа фильма Павла Лунгина «Остров», показанного «Россией» в Рождество 7 января. За все 10 дней новогодних праздников именно этот непопсовый, едва ли не черно-белый фильм известного режиссера с Петром Мамоновым в главной роли собрал по-настоящему большую аудиторию, обогнав все остальные красочные действа. Он привлек к экранам почти половину жителей страны — 41,5% аудитории с долей 23,6%. За все новогодние каникулы лучший показатель оказался только у новогоднего обращения президента.

«Россия» неожиданно попала в точку, показав именно в Рождество, без рекламы и купюр фильм-размышление.

Фильм с удивительным успехом прошел и в широком прокате — для арт-хаусного кино о поисках бога и своего места в мире бокс-офис в $2 млн может считаться настоящим успехом. Что уж говорить о рейтинге, который принес «Остров» «России».

Судя по всему, в этом самый главный успех и провал отечественного телевидения в новогоднюю неделю. С одной стороны, телевизионщики доказали, что умеют преподнести качественное кино зрителям так, что его не только посмотрят на широком экране, но и захотят увидеть по телеканалу в праздничный вечер, а потом еще пересмотрят во время утреннего повтора. С другой стороны, триумф «Острова» --неопровержимое доказательство того, что телевизионщики лгут, утверждая, что зрители не хотят смотреть неразвлекательное кино.