[an error occurred while processing this directive]

 
ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | EURO 2008 | СОЧИ'14
 
[an error occurred while processing this directive]  
[an error occurred while processing this directive]
 
 
Онлайн столичный: почему москвичи будут рекордсменами в электронном голосовании


Досрочный финиш: закроют ли в Крыму туристический сезон


Новый штамм: возможна ли "перезагрузка" пандемии


Московская Сахара: долгожданная нега, или тепловой удар?


Трояны-вымогатели: зловредные программы быстро эволюционируют


Против монополии: государственные цифровые сервисы в экономике


Миллиарды для Ярославля: "Такеда" инвестирует в инновационную фармацевтику


Российские космические стартапы: быть или не быть


Арбузы, джаз, вино: чем удивит Ставрополье летом и осенью


Плов, хинкали, Шаляпин: чем еще можно зарядиться на Ставрополье


Чьи мертвецы душевнее


 

Фото: ИТАР-ТАСС



Текст: Павел Котов  Фото: ИТАР-ТАСС

В начале осеннего сезона в российском прокате появился фильм «Живой», который уже назван кинематографическим событием. В нем мертвецы обретаются в мире живых, ничем не привлекая к себе внимания. Такой сюжет мог родиться лишь в восточноевропейской культуре, потому что только восточные славяне безоговорочно понимают и принимают «человеческую» близость между живыми и мертвыми. Люди западной культуры использовали бы этот сюжет в комедии.

РЕКЛАМА


ВСЕ ЯСНО №11

Также в номере:

  • Какова шпионская жизнь
    Постоянно на грани провала

  • Что сказал папа
    Мол, надо нам христианам брать пример с мусульман

  • Как перестать быть бедным
    Вспомнить, как жили наши предки

  • Когда с экранов выметут мусор
    Когда зрителям надоест полоскать грязное белье

  • Где страшно ездить
    За геопатогенными зонами

  • Чего стоит опасаться
    Холодов и ускорения Земли

  • Как стать богом
    Приобщиться к гламуру

  • Зачем маврам надо уходить
    Чтобы уступить дорогу



Зов предков.

Секрет успеха «Живого», возможно, заключается в том, что в фильме вольно или невольно воспроизводится традиционный восточнославянский взгляд на отношения мира живых и мира мертвых. Наше подсознание хранит мировоззренческие установки далеких этнических предков. Мы почти не осознаем этих установок, но всегда угадываем, если сталкиваемся с их воплощением в том или ином произведении. После этого угадывания само произведение переходит в разряд «родных» в большинстве случаев без какой-либо рациональной мотивировки, что ни в коем случае не умаляет таланта его создателя. Скорее, напротив. Вспомните мистические повести Гоголя или «Мастера и Маргариту» Булгакова.

Близость запредельного.

Славянской народной культуре никогда не было свойственно представление об ином мире как о чем-то недосягаемом для живых. Это отличает ее и от христианской традиции, и от языческих представлений народов Западной Европы. Дело в том, что в эпоху язычества восточные славяне в отличие от своих западных соседей, также язычников, не смогли четко сформулировать представление о загробном мире. Их «рисунок» мира мертвых был настолько нечетким и аморфным, что пришедшее в X веке христианство даже не сочло нужным исправлять его. Так прижилось двоеверие – языческое представление о мире мертвых на бытовом уровне по сей день мирно сосуществует с христианскими взглядами.

До сих пор этнографам, собирающим фольклор в глухих деревнях, доводится слышать рассказы, из которых становится понятно, что люди продолжают верить в тесное соседство мира мертвых с миром живых. Одни верят в то, что мертвые живут под кладбищенской землей, другие – что на облаках (а не вообще на небе), а третьи – что в дымоходе. В любом случае между двумя мирами постоянно совершается движение: в мир мертвых улетают осенью птицы и уползают змеи, а души умерших (их называют просто души или деды) часто наведываются в мир живых – проведать родню. Пик таких визитов приходится на промежуток между Страстным четвергом и Троицей (53 весенних дня).

В избе этим душам отводят специальные места – печь и красный угол. В это время нельзя шить, прясть или трепать лен, а то «зашьешь дедам глаза». Привычны к повседневным хозяйственным делам только домовые – души, постоянно живущие среди людей. Их даже можно увидеть, если притвориться спящим. Что касается всех прочих, они доступны для наблюдения лишь во время поминок. Для этого нужно забраться на печь и посмотреть оттуда через хомут или человеческую берцовую кость – все умершие родственники в полном составе будут сидеть за поминальным столом.

Именно на этом мифе о естественном сосуществовании двух миров и сыграл режиссер фильма «Живой» Александр Велединский. Здесь и ключ к пониманию «свойскости» его мистики.

Западной культуре подобный взгляд не присущ, там умершие считаются существами иной, нечеловеческой природы, которым нечего делать в мире живых. Если они и нисходят в него, то по очень веской причине (невозможно представить отца Гамлета, регулярно захаживающего к сыну на огонек). Неслучайно тема подобных контактов часто служит основой для комедийных сюжетов в западном кинематографе («Привидение» Джерри Цукера, «Особняк с привидениями» Роба Минкоффа, «Между небом и землей» Марка Уотерса и т. д.). Люди любят посмеяться над тем, что считают абсурдом, во что невозможно поверить.

Свои по духу.

Души славян, если те были правильно похоронены и не совершали смертных грехов, воспринимались как духи-покровители (у Велединского – это два погибших товарища главного героя). И это еще одна особенность восточнославянского мировосприятия: покойник не враг, а друг. Хотя особенностью это можно считать опять-таки лишь по сравнению с Европой. У большинства первобытных народов такой взгляд – дело обычное. Считалось, что умерший приобретал магическую силу, с помощью которой мог посылать хороший урожай или охранять хозяйство. Именно поэтому в народных сказках вроде «Сивки-Бурки» родители главного героя способны помочь сыну только после своей смерти. Обратите внимание, что в западноевропейских сказках помощь оказывают не предки, а феи – существа совсем иной природы, нежели человек. Для западной культуры взаимодействие с умершими непривычно (вспомните «Мертвеца» Джима Джармуша). Там мертвое всегда чужое и холодное. Покойник, с какой бы целью ни явился, всегда опасен. Да и является-то зачастую не он, а демон в его обличье. Можно ли ждать от такого явления чего-то доброго?

Почти живые.

Естественно, чтобы получить помощь предков, нужно было обходиться с ними с должным уважением. До сих пор широко бытует обряд «кормления могилы»: мы оставляем умершим яйца, печенье, конфеты, водку.

Раньше в гроб клали хлеб и одежду, а на поминальном столе всегда было угощение для незримо присутствующих предков. Да и сейчас на поминках не забывают оставить для умершего его любимый напиток и хлеб. А в старину умершим даже затапливали баню четыре раза в год. При этом невидимость дедов никого не смущала.

Считалось, что они сохраняют свой прижизненный облик, в то время как западноевропейские привидения – это, как правило, нечто безликое и бесформенное. Если западные авторы и описывают покойника во плоти, как, например, нобелевский лауреат, австрийская писательница Эльфрида Елинек в «Детях мертвых», то он вызывает лишь одно чувство – омерзение.

Несмотря на невидимость дедов, после их посещения в избах часто обнаруживали следы на специально рассыпанной муке или золе. Как знак из мира мертвых воспринимали и уменьшение количества воды или вина в сосудах, предназначенных для угощения предков. Это еще одна особенность восточнославянской ментальности: умершая душа здесь не воспринимается как существо полностью нематериальное, иначе она не смогла бы оставлять следы и пить вино (в Европе умерший может физически действовать только через живого человека – медиума). Вот и погибшие товарищи главного героя фильма «Живой» с удовольствием едят и пьют, вдыхая запах оставленных для них еды и водки. Более того, там есть эпизод, когда маленькая девочка обводит фломастером контур руки одного из погибших, словно это рука живого человека.

Именно из-за такого «заземления» мистической ноты в «Живом» некоторые критики даже усомнились, стоит ли применять к фильму понятие «мистика». Их сомнение вполне объяснимо: наши вкусы сформированы западным кино. А мистика западная и мистика славянская – совсем не одно и то же.

Другие мертвые.

Однако картина потустороннего мира в нашем сознании – это далеко не идиллическая пастораль. Велединский, конечно, черпает из народной культуры, но черпает выборочно. Стоит поговорить и о том, что осталось за кадром. А остались там заложные мертвецы – тоже, кстати, явление уникальное. Это те, кто умер не своей смертью: убитые (сюда не относятся погибшие на войне), утопленники, самоубийцы и т. п. Считалось, что они не исчерпали свою жизненную силу и вынуждены доживать положенный век в виде ходячих мертвецов. Их хоронили не на кладбищах, а на рубежах полей, за кладбищенской оградой или на перекрестках. Тот, кому приходилось идти мимо этих мест, должен был бросить на могильный холм нечто имитирующее жертву, вроде палки или камня, чтобы беспокойный мертвец не привязался. Отсюда и название «заложные», то есть заваленные (по-другому их еще называют мертвяками или домовинами). В городах заложных сваливали в специальные сараи, называемые божедомками. Согласно поверьям, черти использовали мертвяков как тягловую силу. Отсюда и пословица: «На обиженных воду возят» (под обиженными изначально подразумевали тех, кто стал жертвой насилия).

В отличие от дедов, мертвяки относятся к живым людям враждебно. Именно они становятся русалками, лешими и кикиморами, приносящими болезни, умерщвляющими и пугающими людей. Считается, что они могут погубить урожай, поскольку в могилах мучаются жаждой и выпивают из земли всю влагу. По этой причине крестьяне во время затяжной засухи выкапывали заложных и сбрасывали их в какое-нибудь сырое место – обычно в болото (последний раз такой случай был зафиксирован в 1932 году в Тверской области). От западной бродячей нечисти мертвяков отличает наличие души, которая освобождается по истечении срока жизни, отведенного изначально (лишь особо лютым мертвякам прибавляется срок пребывания в этом обличье). В Европе принято думать, что душа не задерживается в мертвом теле, если же мертвец вдруг предпринимает какие-то действия, значит, им овладел бес.

«Рогатые души».

Но самыми страшными мертвецами считались непритомники – умершие колдуны и нераскаявшиеся грешники. Про таких говорили, что у них душа рогатая и запеченная в теле. Они становились нечистью навсегда. Самым эффективным народным средством против непритомников была порча тела.

Покойного обливали кипятком, разрубали на части или отрубали ему голову, которую затем клали умершему между ног, чтобы обратно не приросла. Во время похорон покойника пытались запутать, чтобы он не нашел дорогу домой.

Например, несли головой вперед. С той же целью на перекрестках гроб несколько раз поворачивали по кругу. В этих ритуалах много схожего с существовавшими в Юго-Восточной Европе обрядами против вампиров. Но в фантазиях восточного славянства таких существ, как вампиры, никогда не водилось. Отечественные фильмы про мертвецов-кровопийц всего лишь веяние западной моды.

23 НОЯБРЯ 14:52



    РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ



05 ДЕКАБРЯ

Кто займет наше место

Не исключено, что уже более 1,5 тыс. лет рядом с нами живет новый вид разумных существ. Из того, что мы не замечаем его присутствия, ровно ничего не следует. В конце концов, homo sapiens еще далеко не все знает даже о тех инородцах, с которыми...
подробнее



28 НОЯБРЯ

Кто наши предки
Учение об эволюции претендует на звание, во-первых, научной, во-вторых, глобальной...

подробнее

23 НОЯБРЯ

Чьи мертвецы душевнее
В начале осеннего сезона в российском прокате появился фильм «Живой», который...

подробнее

21 НОЯБРЯ

Зачем кремлю вторая нога
Первые сообщения о создании второй партии власти были встречены градом насмешек...

подробнее



14 НОЯБРЯ

Куда катится фигурное катание

В конце октября начинается новый сезон у фигуристов. Он будет особым: впервые за долгие годы в этом виде спорта наступило «безвластие». Россия сдала свои позиции законодательницы мод, и наших фигуристов ждут непростые, возможно, даже провальные...
подробнее



02 НОЯБРЯ

Когда с экранов выметут мусор
Так называемое треш-ТВ («мусорное» телевидение) появилось в США в 1980-е годы....

подробнее

31 ОКТЯБРЯ

Кто анекдоту родня
Идеальный устный текст, по утверждению филологов, не требует усилий ни от рассказчика,...

подробнее

26 ОКТЯБРЯ

Южная Корея больше не спасает
Из 18 моряков российского сухогруза «Синегорье», затонувшего в Японском море,...

подробнее


[an error occurred while processing this directive]

Прочитать
позднее

Отправить
по почте

Новости
на мобильный
 

  ПАРТНЕРЫ
 
 
 
 
Сейчас в Газете.Ru


ПЕРВАЯ ПОЛОСА

подробнее

Самуцевич не привлекли к экстремизму


В «Ростелеком» пришли за молоком


ФБР рассекретило дочку Сталина


Два удара в сердце


КОММЕНТАРИИ

подробнее

Зурабов узел пенсионной системы


Вздрогнули после первой


Критическая масса экстремизма


Букашки без бумажки


Старость строгого режима


ПОЛИТИКА

подробнее

ФБР рассекретило дочку Сталина


ХАМАС уперся в столп


Безобразия в кабинете Медведева


«Израиль играет с огнем. Это будет большое кровопролитие»


БИЗНЕС

подробнее

В «Ростелеком» пришли за молоком


Samsung снова предъявила Apple патент


«Это своего рода новая социальная революция»


Дума не сошлась на наружке


ФИНАНСЫ

подробнее

Франция теряет конкуренто­способность


«Двадцатка» бросит тень на $67 триллионов


Клуб четверых


Рынки отошли от обрыва


ОБЩЕСТВО

подробнее

Пичугин ушел на пожизненное


Эстония повторила фашистскую диверсию


Бытовая драка с высоким начальством


Смертельная вакцина парализовала Британию


«Прекратите крестовый поход»


Глеб Черкасов

Глеб Черкасов

Попытка остаться

В 1962 году Аркадий и Борис Стругацкие написали «Попытку к бегству». Теперь бы это

ПАРК КУЛЬТУРЫ

подробнее

Страна в порядке – спасибо зарядке


Я песню спел – она не прозвучала


Очень приятно, вампир


Бодрийяр в Жрачколенде


НАУКА

подробнее

Мозг считает секундами


Шимпанзе тоже плачут


Мэйдзи – хлопок одной ладонью


Говорящих с призраками просветили томографом


СПОРТ

подробнее

«Эмери идет вразрез с традициями «Спартака»


Соккер на Кубани


«Выход Аршавина получился ярким»


Навстречу испанцам


АВТОМОБИЛИ

подробнее

Европа откатилась на 17 лет


Надежность измерили в долларах


Снесла людей на остановке


Все дороги ведут в Питер


ПОИСК
 




АРХИВ
ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ (RSS)
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ.RU
НОВОСТИ НА МОБИЛЬНЫЙ
РЕКЛАМА
РЕДАКЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

    РЕКЛАМА


 
ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | EURO 2008 | СОЧИ'14
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]