[an error occurred while processing this directive]

 
ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | EURO 2008 | СОЧИ'14
 
[an error occurred while processing this directive]  
[an error occurred while processing this directive]
 
 
Онлайн столичный: почему москвичи будут рекордсменами в электронном голосовании


Досрочный финиш: закроют ли в Крыму туристический сезон


Новый штамм: возможна ли "перезагрузка" пандемии


Московская Сахара: долгожданная нега, или тепловой удар?


Трояны-вымогатели: зловредные программы быстро эволюционируют


Против монополии: государственные цифровые сервисы в экономике


Миллиарды для Ярославля: "Такеда" инвестирует в инновационную фармацевтику


Российские космические стартапы: быть или не быть


Арбузы, джаз, вино: чем удивит Ставрополье летом и осенью


Плов, хинкали, Шаляпин: чем еще можно зарядиться на Ставрополье


Кто анекдоту родня


 

Иллюстрация: Все ясно



Текст: Павел Котов  Иллюстрация: Все ясно

Идеальный устный текст, по утверждению филологов, не требует усилий ни от рассказчика, ни от аудитории. При этом должен по возможности достигать поставленных автором целей, а произноситься в нужное время и в правильной ситуации. Все эти характеристики прекрасно подходят к хорошему анекдоту. Но в анекдоте есть и еще одна – бисоциация. Чем точнее бисоциация, тем смешнее будет анекдот. Как правило, авторы и слушатели об этом даже не догадываются.

  РЕКЛАМА
 
 
ВСЕ ЯСНО №11

Также в номере:

  • Какова шпионская жизнь.
    Постоянно на грани провала

  • Зачем Кремлю вторая нога.
    Чтобы крепче стоять

  • Что сказал папа.
    Мол, надо нам христианам брать пример с мусульман

  • Как перестать быть бедным.
    Вспомнить, как жили наши предки

  • Чьи мертвецы душевнее.
    Конечно, славянские

  • Когда с экранов выметут мусор.
    Когда зрителям надоест полоскать грязное белье

  • Когда Антарктика уплывет за экватор.
    Для этого достаточно сдвинуться полюсами

  • Чего стоит опасаться.
    Холодов и ускорения Земли





Кабацкое дитя.

Раньше в России анекдотами называли занимательные истории из жизни известных людей. Но отсюда совсем не следует, как полагают многие, что современный анекдот – результат эволюции анекдота исторического (его еще называют литературным, так как нередко выходили сборники этих анекдотов). Во-первых, исторический анекдот всегда основывался лишь на реальных событиях. Конечно, факты нередко искажались, но это касалось только деталей. В наше время вопрос «это на самом деле было?» означает фиаско рассказчика. Во-вторых, исторический анекдот изначально был призван поучать, а смешил лишь «в нагрузку».

Современный анекдот произошел от совершенно иных литературных жанров. В первую очередь, это народная сатирическая сказка. Второй прародитель – камерный великосветский анекдот. Он существовал параллельно историческому, но принципиально отличался тем, что его главной задачей было как раз рассмешить, и правдоподобность здесь не имела никакого значения.

Эти два жанра – народная сатирическая сказка и салонные анекдоты – смешались в начале XX века. Как раз в это время началась массовая миграция крестьян в города, которые принесли с собой первый компонент современного анекдота – деревенский юмор, давший анекдоту остроту нецензурности. Остроту слова «пожертвовала» разночинная интеллигенция. Это были дети разорившихся мелких дворян или выходцы из поповских семей. В университетах они общались с именитыми сверстниками, бывали у них в домах.

Там-то они и научились аристократическим остротам. Где могли пересечься судьбы крестьянотходников и бедствующих интеллигентов – догадаться легко. Конечно, в кабаке. Именно кабак стал тиглем, в котором выплавили золото современного искусства анекдота. Там родился новый самостоятельный маргинальный жанр – смесь баек про глупого похотливого волка и хлестких салонных шуток.

Почему нам смешно.

Анекдот работает на основе принципа бисоциации. Этим страшным словом называют ту точку в рассказе, где неожиданно (и это важно) пересекаются две разные сюжетные линии. Потому-то нам и смешно.

Классический пример. «Объявление: „Продаются женские часики. Один часик – $100”». Обычное объявление о продаже часов вдруг оказывается рекламой услуг проституток. Это и есть бисоциация. Причем бисоциации самой по себе недостаточно для комического эффекта. Ассоциации, рождаемые анекдотом, должны быть логичны. Сказать: «один часик – 200 евро» – уже не пойдет. Слушающий запнется, ведь евро с проститутками пока не ассоциируются. Кроме того, необходимо, чтобы слушателю было легко понимать анекдот. «Один часик – 2700 руб.» тоже неудачно – пока он пересчитает и догадается…

Отцы и дети.

Предшественники анекдотов тоже основывались на искусстве бисоциации. Но сюжет этих рассказов имел настолько большое значение, что ради краткости никто бы не пожертвовал деталями. Эта разница очень заметна на примере эволюции анекдота про пожар в публичном доме. «Все кричат: „Воды! Воды!” Из номера выходит безупречно одетый англичанин и с достоинством говорит: „А в 17-й – пиво!”» Очень похожий рассказ есть в записках князя Петра Вяземского, только занимает он не три строчки, а целую страницу. Там все подробно расписано, и, надо заметить, весьма остроумно.

Правда, Вяземский рассказывает, что было дальше с главным героем, описывает суету и все последующее… А это затушевывает комический эффект. «На Штирлица упал кирпич. „Вот тебе раз…” – подумал Штирлиц. „Вот тебе два!” – подумал Мюллер, кидая второй». И этот анекдот, согласно неписаным современным канонам, обрывается «на пике»: никто и не думает рассказывать о дальнейшей судьбе разведчика. Зато так достигается предельная концентрация в точке бисоциации, обостряющая комизм. Бисоциация здесь рождается встречей фразеологического оборота («вот тебе раз»), где «раз» – лишь часть оборота, и мюллеровского «два» – самого настоящего, полнозначного числительного.

Над кем смеемся.

Однако, несмотря на то, что анекдот как жанр существует всего лишь столетие, его героям не одна тысяча лет. За Штирлицем, Чапаевым, Вовочкой стоит единый прообраз – трикстер. Это мифологическое существо, посредник между миром богов и миром людей.

Это слово переводится с английского как «озорник». И он действительно всегда занимался лишь тем, что переворачивал с ног на голову установленный богами порядок. Трикстер объединяет черты глупца и хитреца. Он не зол, хотя и эгоистичен. Это пьяница, жадина и обжора. Он грязен, антикультурен и гиперсексуален. Его речь – одно сквернословие. Он думает лишь об удовлетворении сиюминутных низких потребностей. Влекомый своими желаниями трикстер постоянно попадает в смешные ситуации, которые могут закончиться для него весьма неприятно (что-нибудь оторвут или, скажем, заставят что-нибудь не то съесть). Но присутствия духа он не теряет никогда. И нельзя сказать, чтобы трикстер всегда оставался в дураках. Вспомните, например, Чапаева из анекдотов. Да, он глуп, невежествен и наивен. Однако он излечивает Фурманова дерьмом; пилотируя на заборе, побеждает в воздушном бою; ловко прячется от белых. Но самое главное – он остается жив и благополучно переплывает Урал. Нет ни одного анекдота о смерти Чапаева, как нет и анекдотов о провале Штирлица.

Глум во благо.

В древности трикстерам была отведена особая роль – ритуальное глумление. Несколько раз в год устраивались празднества, во время которых высмеивались и пародировались верховные божества, святыни и законы племени.

Однако это не было бунтом. По окончании праздника все становилось на свои места, и теперь уже за шутку в адрес божества полагалась смертная казнь. Смысл ритуального глумления был другим.

Оно становилось психологической компенсацией. Все сакральное, чтобы оно не превратилось в мертвую догму, нужно иногда «перетряхивать». В свою очередь, человеку иногда нужно вспоминать об относительности установленных порядков. Так снималось и снимается внутреннее напряжение.

С приходом христианства легенды о трикстерах трансформировались в народные сатирические сказки, которые впоследствии передали свои функции современному анекдоту. И надо сказать, советский анекдот показал себя достойным преемником. В СССР он сыграл роль основного средства для выпускания «социального пара». Абсурд на абсурде. Советский анекдот был маскарадом внутри маскарада социалистического официоза. Однако в начале 1990-х он уже потерял актуальность – неинтересно смеяться над тем, над чем смеяться разрешено.

Современный анекдот – это уже абсурд внутри абсурда. Свободная игра с небывалыми ситуациями, порождениями измененного сознания. «Сидит в песочнице девочка. Ротик порван, ушко оторвано, зубки выбиты… и думает: „Ни фига себе чихнула!”». Эта девочка смешна не потому, что совершила нечто невероятное, а потому, что уверена: такое возможно.

31 ОКТЯБРЯ 13:50



    РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ



05 ДЕКАБРЯ

Кто займет наше место

Не исключено, что уже более 1,5 тыс. лет рядом с нами живет новый вид разумных существ. Из того, что мы не замечаем его присутствия, ровно ничего не следует. В конце концов, homo sapiens еще далеко не все знает даже о тех инородцах, с которыми...
подробнее



28 НОЯБРЯ

Кто наши предки
Учение об эволюции претендует на звание, во-первых, научной, во-вторых, глобальной...

подробнее

23 НОЯБРЯ

Чьи мертвецы душевнее
В начале осеннего сезона в российском прокате появился фильм «Живой», который...

подробнее

21 НОЯБРЯ

Зачем кремлю вторая нога
Первые сообщения о создании второй партии власти были встречены градом насмешек...

подробнее



14 НОЯБРЯ

Куда катится фигурное катание

В конце октября начинается новый сезон у фигуристов. Он будет особым: впервые за долгие годы в этом виде спорта наступило «безвластие». Россия сдала свои позиции законодательницы мод, и наших фигуристов ждут непростые, возможно, даже провальные...
подробнее



02 НОЯБРЯ

Когда с экранов выметут мусор
Так называемое треш-ТВ («мусорное» телевидение) появилось в США в 1980-е годы....

подробнее

31 ОКТЯБРЯ

Кто анекдоту родня
Идеальный устный текст, по утверждению филологов, не требует усилий ни от рассказчика,...

подробнее

26 ОКТЯБРЯ

Южная Корея больше не спасает
Из 18 моряков российского сухогруза «Синегорье», затонувшего в Японском море,...

подробнее


[an error occurred while processing this directive]

Прочитать
позднее

Отправить
по почте

Новости
на мобильный
 

  ПАРТНЕРЫ
 
 
 
 
Сейчас в Газете.Ru


ПЕРВАЯ ПОЛОСА

подробнее

Самуцевич не привлекли к экстремизму


В «Ростелеком» пришли за молоком


ФБР рассекретило дочку Сталина


Два удара в сердце


КОММЕНТАРИИ

подробнее

Зурабов узел пенсионной системы


Вздрогнули после первой


Критическая масса экстремизма


Букашки без бумажки


Старость строгого режима


ПОЛИТИКА

подробнее

ФБР рассекретило дочку Сталина


ХАМАС уперся в столп


Безобразия в кабинете Медведева


«Израиль играет с огнем. Это будет большое кровопролитие»


БИЗНЕС

подробнее

В «Ростелеком» пришли за молоком


Samsung снова предъявила Apple патент


«Это своего рода новая социальная революция»


Дума не сошлась на наружке


ФИНАНСЫ

подробнее

Франция теряет конкуренто­способность


«Двадцатка» бросит тень на $67 триллионов


Клуб четверых


Рынки отошли от обрыва


ОБЩЕСТВО

подробнее

Пичугин ушел на пожизненное


Эстония повторила фашистскую диверсию


Бытовая драка с высоким начальством


Смертельная вакцина парализовала Британию


«Прекратите крестовый поход»


Глеб Черкасов

Глеб Черкасов

Попытка остаться

В 1962 году Аркадий и Борис Стругацкие написали «Попытку к бегству». Теперь бы это

ПАРК КУЛЬТУРЫ

подробнее

Страна в порядке – спасибо зарядке


Я песню спел – она не прозвучала


Очень приятно, вампир


Бодрийяр в Жрачколенде


НАУКА

подробнее

Мозг считает секундами


Шимпанзе тоже плачут


Мэйдзи – хлопок одной ладонью


Говорящих с призраками просветили томографом


СПОРТ

подробнее

«Эмери идет вразрез с традициями «Спартака»


Соккер на Кубани


«Выход Аршавина получился ярким»


Навстречу испанцам


АВТОМОБИЛИ

подробнее

Европа откатилась на 17 лет


Надежность измерили в долларах


Снесла людей на остановке


Все дороги ведут в Питер


ПОИСК
 




АРХИВ
ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ (RSS)
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ.RU
НОВОСТИ НА МОБИЛЬНЫЙ
РЕКЛАМА
РЕДАКЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

    РЕКЛАМА


 
ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | EURO 2008 | СОЧИ'14
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]