Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Не упрощайте, нет здесь дураков»

Обсуждение бюджета-2007 на правительстве вылилось в спор о судьбах экономики

Правительство все больше гнетет проблема богатства. Средства есть, а потратить их с умом не умеем, констатировал премьер на обсуждении кабинетом бюджета 2007 года. Ни справиться с ростом импорта, который губительно сказывается на развитии промышленности, ни поддержать несырьевой экспорт у правительства пока толком не получается.

«Мы к этому давно шли, проводили необходимые мероприятия и можем с оптимизмом заглянуть в завтрашний день развития экономики», — приветствовал министров вернувшийся из отпуска премьер Михаил Фрадков на заседании кабинета. Они собрались в четверг обсудить документы, которые определят экономическую жизнь страны в ближайшие годы: бюджет-2007, финплан до 2009 года и основные направления денежно-кредитной политики.

Минфину удалось избежать дефицита в бюджете и заслужить этим похвалу главы правительства. «Недостатка в средствах нет, — порадовался Фрадков. – И в этих условиях на первое место выходит умение распоряжаться этими средствами». Особенные опасения, как оказалось, у главы правительства вызывает судьба проектов, которые должны финансироваться из инвестиционного фонда.

«Практическая реализация государственно-частного партнерства неумелыми действиями, неумными, нечестными не должна быть дискредитирована, задушена, — предостерег Фрадков. — У нас, к сожалению, есть печальный опыт реализации задумок, когда перечеркивали все. На этих крупных проектах как бы не надорваться».

«Для нас с учетом особенностей, присущих отдельным нашим коллегам, надо избежать этого. Как бы это не стало хронической болезнью». Кого именно имел в виду премьер, он так и не пояснил. Взор его обратился на главу МЭРТ Германа Грефа. Но, оказывается, он хотел обсудить с ним итоги развития экономики в первом полугодии 2006 года.

«Экономический потенциал страны укрепляется. Рост ВВП составил 6,3%, рост промышленного производства — 4,4%, рост инвестиций в основной капитал — 9,4%, рост реальных доходов населения — более 11%», — с удовлетворением перечислял показатели Фрадков. Особенно его порадовал факт, что основной вклад в экономический рост внесло развитие обрабатывающих производств. «Этот вектор на диверсификацию экономики должен быть выдержан», — объяснил премьер. В дальнейшем планируется сокращать долю нефтегазовой отрасли в экономике и увеличивать долю машиностроения и науки.

«Капитала в российской экономике достаточно, важно, как он работает, с какой эффективностью. Сейчас это является ключевой проблемой», — согласился с премьером Греф.

«Вряд ли российская экономика смогла бы сейчас больше капитала переработать».

Его поддержал Алексей Кудрин, который считает, что «растущий приток в страну валюты вынуждает ЦБ выкупать доллары, обеспечивая, таким образом, больше, чем планируется, прирост денег в экономику, больше, чем она может переварить». Это подстегивает инфляцию. При этом министр, разумеется, не удержался, чтобы не напомнить премьеру, что государство само вносит немалый вклад в рост цен. «Увеличение государственных расходов является основной причиной укрепления рубля, — подчеркнул Кудрин. — Когда расходы растут более высокими темпами, чем растет экономика, фактически мы берем деньги из тех, которые были стерилизованы, а значит, растет инфляция, а ЦБ укрепляет номинальный курс рубля для борьбы с ней».

Премьеру такой поворот явно не понравился. «У нас есть все условия, чтобы по году выйти на плановый показатель инфляции, — строго заметил он. — И нужно принять все меры, чтобы этот уровень удержать. Соответствующие меры по обузданию инфляции должны быть вмонтированы в экономическую политику. Я понимаю, что у антиинфляционных мер есть своя цена, но необходимо обеспечить баланс этих мер и политики развития в экономике». И тут же поручил МЭРТ Германа Грефа «принять все необходимые меры для удержания инфляции в РФ в 2006 году в рамках прогнозного показателя в 9%».

После этого от благодушного настроения премьера не осталось и следа. Он указал на рост доли импортных товаров в объеме потребления и удивился, что Герман Греф не уделил этой тенденции достаточного внимания. «Вы, может быть, скажете, что главное — у нас есть рынок, и эта тема уже нас не волнует, — сделал Фрадков замечание. – Но это неправильно». Премьер засомневался в качестве контроля за ввозом импортных товаров:

«У меня есть сомнение, что мы отслеживаем весь импортный поток. Я боюсь, мы однажды проснемся утром, а [российского] кефира уже не останется».

В ответ глава МЭРТ переложил вину на аналитиков аппарата правительства. «Одно и то же можно жевать в разных плоскостях», — заметил Греф, добавив, что «у нас нет не только качественной аналитики, но и качественной статистики». Поэтому делать выводы нужно осторожно. «У меня есть тревога, что мы эти вопросы упрощаем», — согласился Фрадков, но повторил вопрос о том, как МЭРТ собирается бороться с ростом импорта и замещением ввозных товаров российскими. «Вы мне скажите, будут россияне [на автомобилях российского производства] ездить по дорогам наравне с «Мерседесами»? — настойчиво добивался ответа министра Фрадков. «Я не думаю, что тема натурального хозяйства сегодня актуальна», — пытался отшутиться руководитель МЭРТа.

В конце концов премьер не выдержал: «Не упрощайте, нет здесь дураков в зале». «Ну, может быть», — продолжал улыбаться Греф.

В итоге Фрадков решил отложить обсуждение до тех пор, пока МЭРТ все-таки не подготовит предложения, «как переломить тенденцию роста импорта». Взамен Герман Греф предложил поговорить о более приятных вещах – о российском экспорте. Он сообщил, что в настоящее время МЭРТ разрабатывает стратегию развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Первая часть стратегии будет касаться экспорта в страны СНГ, вторая — дальнего зарубежья. Предполагается задействовать полный набор инструментов поддержки экспорта, используемых в развитых странах мира. В настоящее время в России используются всего два таких инструмента: госгарантии и субсидирование процентных ставок, притом второй «выбирается очень мало». В частности, в прошлом году средства, запланированные на субсидирование, были использованы всего на 15%, а в первом полугодии этого года — на 7% от заложенного объема. При этом 80% средств, выделяемых на поддержку экспорта, получают предприятия Московского региона, хотя такая поддержка требуется многим.

Что ж, если правительству удастся разрешить хоть эту задачу, проблема роста импорта значительно ослабнет. Мы будем ездить на «Мерседесах», а иностранцы пусть покупают наши товары, и не только нефть и газ.

Новости и материалы
Песков заявил об участии США в конфликте на Украине
Шесть россиян отравились парами хлора в сауне
«ОПГ парикмахерская»: Крыжовников о реакции россиян на «Слово пацана»
В Латвии сочли, что латышам вредно изучать русский язык
Билли Айлиш рассказала, что любит мастурбировать перед зеркалом
Ирина Дубцова с сыном улетела из России
В Кремле ответили на вопрос о рабочих планах Путина на следующую неделю
Блинкен прибыл в Пекин
ММК ведет переговоры с ФАС по мировому соглашению
В мурманском порту нашли авиабомбу весом 500 кг
Российские фехтовальщики не выступят на Олимпиаде
В Кремле рассказали, как оценивают передачу Киеву дальнобойных ракет
Высшее руководство Польши обсудит размещение ядерного оружия в стране
В России взлетел спрос на ботокс
Взрывы произошли в украинском городе после объявления тревоги
Нидерландская X5 потеряла права на российскую «дочку»
Стало известно, как Байдену удалось согласовать помощь Украине
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Все новости