Авторы идеи – сами бизнесмены. Осенью 2004 года бюро РСПП выразило готовность помочь государству наладить нормальную жизнь на Северном Кавказе. Тогда бизнесмены подсчитали, что для этого надо обеспечить ежегодный прирост экономики региона на 6–7% в течение 15 лет.
«Только тогда можно будет преодолеть безработицу, достигающую в ряде регионов уровня в 60% и устранить социальную основу для терроризма. Безусловно, есть проекты, которые позволят решить экономические проблемы Северного Кавказа», – заявлял вице-президент РСПП Игорь Юргенс. Представители РСПП назвали несколько проектов по восстановлению экономики республики, в числе которых достройка Зарамагской ГЭС в Северной Осетии-Алании и Ирганайской ГЭС в Дагестане. Привлекательными бизнесу показались проекты по развитию туристической индустрии региона, туристско-рекреационных и горнолыжных курортов в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Кроме того, предлагалось развивать морские и речные торговые порты – это Махачкала, Оль, Новороссийск, Ростов-на-Дону, начать переоснащение и запуск горно-обогатительных комбинатов и металлургических заводов в Ингушетии, Дагестане и Кабардино-Балкарии. «Но эти проекты в одиночку неподъемны ни для государства, ни для бизнеса, – подчеркивал тогда вице-президент РСПП. – Поэтому их реализация возможна через государственно-частное партнерство, широко применяемое за рубежом для крупных проектов. Государство обеспечивает безопасность и инфраструктуру для инвестиций, бизнес привлекает средства и управляет проектами. Но разработки концепции и наметки планов должны быть со стороны государства». По оценкам независимых экспертов, сумма инвестиций, о которых шла речь, составляла около 50 млрд рублей.
Власти потребовалось два года, чтобы отреагировать на предложения бизнеса. Сначала к обсуждению подключилась Госдума. Депутаты подсказали еще несколько направлений, в которых, по их мнению, бизнесу стоило бы поучаствовать: создание высокотехнологичных объектов в сельском хозяйстве, строительство сборочных предприятий для российского ВПК, развитие экологического туризма. Финансировать программы депутаты предлагали в рамках государственного и частного партнерства – вплоть до глобальных проектов с 10-летней перспективой стоимостью до $30 млрд каждый.

Региональные власти тоже внесли свою лепту.
Как пояснил «Газете.Ru» источник, участвующий в подготовке встречи бизнесменов с Владимиром Путиным, полпредству и администрации президента пришлось несколько месяцев отсеивать и перерабатывать инвестиционные проекты, так как многие идеи, «предложенные на начальном этапе республиками, были просто непригодны, а некоторые пришлось написать заново с нуля».
![]() «Наши дочерние компании обеспечивают электроснабжение региона. Уже ведется строительство и модернизация ГЭС, поскольку на Северном Кавказе быстро растет энергопотребление. Мы уже несем социальную ответственность в этом регионе, но в непрофильных проектах мы участвовать не будем», – сказала «Газете.Ru» Маргарита Нагога, глава департамента по взаимодействию со СМИ РАО ЕЭС. «Роснефть» активно присутствует на Северном Кавказе. Туапсинский НПЗ, «Ставропольнефтегаз», «Грознефтегаз» – лишь малая часть наших дочерних структур в этом регионе, где мы занимаемся добычей и переработкой», – заявил представитель госкомпании. «Помидорпрому» принадлежит Кабардинский консервный завод в Республике Кабардино-Балкария, – сообщил «Газете.Ru» Светлана Бруснецова, начальник пиар-департамента холдинга. – Это наиболее стабильный работающий консервный завод в республике». «Мы вкладываем инвестиции в наши сельхпроекты в Краснодарском крае, где у нас более 4 тыс. гектаров собственной земли. В связи с этим мы готовы к рассмотрению предложений со стороны, но инициировать собственные пока не намерены», – говорит PR-менеджер «Балтимор-Холдинга» Надежда Черныш. |
|

В итоге было отобрано несколько проектов на общую сумму порядка 10 млрд рублей. Это строительство Усть-Джегутинской МГЭС и туристкого комплекса в Карачаево-Черкесии, Сармаковской МГЭС и национального парка в Кабардино-Балкарии, деревообрабатывающего, кирпичного и завода стеклотары в Чечне.
Но власть рассчитывает не только на деньги бизнеса, но и на кадры. «На Кавказе огромный дефицит качественных управленцев, и взяться им неоткуда, поэтому мы рассчитываем, что предприниматели смогут привести с собой профессиональные команды», – добавляет участвующий в подготовке мероприятия высокопоставленный чиновник.
Собеседник «Газеты.Ru» настаивает, что инвестирование будет добровольным. «Предприниматели хорошо научились выбирать, во что можно инвестировать, во что нет. И у них будет огромный выбор из конкретных проектов».«Хотя, конечно, если президент просит, то отказывать не принято», – добавил он.
Этот аргумент, очевидно, будет не последним. Если посмотреть на состав приглашенных на встречу с президентом, то становится ясным, что бизнес-интересы в этом регионе есть далеко не у всех из них.
В мероприятии примут участие крупнейшие бизнесмены, сообщил источник «Газеты.Ru», в том числе президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов, глава «Альфа Групп» Михаил Фридман, хозяин «Русского алюминия» Олег Дерипаска, президент «Реновы» Виктор Вексельберг, руководители «Газпрома» и РАО ЕЭС. Также на мероприятие позовут представителей среднего бизнеса. Ряд компаний, чьи руководители приглашены на встречу, например «Роснефть», РАО ЕЭС, холдинги «Балтимор» и «Помидорпром», уже инвестирует в экономику Северного Кавказа.

Но интерес других участников встречи к инвестициям в регион вызывает сомнения. Кирпичный завод и дендропарк вряд ли вписываются в профиль «Реновы» или «ЛУКойла».

Видимо, понимая это, власти обещают бизнесменам преференции в обмен на согласие участвовать в инвестиционных проектах на Кавказе. «Это будут или контрольные пакеты акций, или налоговые льготы», – сообщил источник «Газеты.Ru», участвующий в организации встречи. Он пояснил, что представители деловых кругов получат гарантии, что их не обложат «дополнительной данью» на местах:
«Бизнес в основном боится, что его прижмут, начнут требовать взятки. Поэтому на встречу будут приглашены и руководители кавказских республик, которые должны будут обещать, что ничего подобного не случится».
![]() Наш бизнес не впервые демонстрирует социальную ответственность. Так, власти активно стимулировали предпринимателей спонсировать празднования 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга. Тогда помимо более десятка «спонсоров» у юбилея набралось восемь «участников», 14 «почетных меценатов», 72 «мецената», а 19 организаций не вошли в число спонсоров, но официально упоминались как оказавшие финансовую поддержку мероприятиям. «В 2001 году по рекомендации президента, озвученной на встрече с предпринимателями, был создан Национальный военный фонд», – вспоминает еще один социально ответственный проект Алексей Макаркин, начальник аналитического отдела Центра политтехнологий. Предприниматели тогда выделили порядка 1,5 млрд рублей на помощь солдатам и членам их семей. |
|
Возможно, воплощая в жизнь свой новый проект, Дмитрий Козак вспомнит и о старой своей идее – ввести институт внешних управляющих для дотационных регионов.
Отсутствие должного уровня руководства финансами на Кавказе полпред отмечал давно, еще в своем закрытом докладе о ситуации в республике. Немного позже Козак даже выступил с идеей введения института внешних управляющих для дотационных регионов, к которым полностью относятся все национальные республики Северного Кавказа. Однако до сих пор идея Козака, против которой на встрече в Кремле 23 сентября 2005 года импульсивно выступили наиболее авторитетные кавказские президенты, реализации не получила. Теперь, учитывая потенциальный рост внешних инвестиций в кавказские республики, идея внешнего управления может возникнуть опять.
Впрочем, эксперты уверены, что оно вряд ли может уменьшить риски для бизнеса, которые в регионе действительно высоки. «Деньги олигархов привлекаются в коммерческую сферу, которая не имеет отношения к бюджету. Их больше интересует защита прав собственности, гарантии спокойной обстановки в регионе, безопасность от терактов», – говорит эксперт Экономической экспертной группы Александр Андряков. Правда, не исключено, что бизнес попросят поучаствовать в проектах на долевой основе с местными властями.
«Нельзя забывать о «золотой акции», к которой могут прибегнуть власти. В этом случае бизнес получит 100% акций минус 1 акция. И эта последняя будет «золотой», то есть даст право вмешиваться в управление, принимать решение. Она, разумеется, будет у региональных властей», – предупреждает Андряков.
17 АВГУСТА 21:00