Но суд решил, что все это следствию доказать не удалось.
Уголовное дело в отношении должностных лиц Башкирского МВД было возбуждено весной 2005 года. Чиновникам предъявили обвинение в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). На суде прокуроры предъявили доказательства по сотням фактов временной регистрации жителей Афганистана на территории России. Подсудимые, сообщало гособвинение, легализовали афганцев без российских виз и миграционных карт – а потом задним числом согласовывали временную регистрацию с местным УФСБ.74 человека легализовал Абдрахманов, 650 – Кагарманов.
![]() За 2004–2005 годы из Башкирии выдворено более тысячи иностранцев. Только с начала 2006 года уфимской транспортной прокуратурой 13 раз пресечена попытка незаконного пересечения границы. В 2005 году таких уголовных дел возбуждено было 28. По мнению транспортного прокурора Уфы Виктора Иванова, миграционная преступность сегодня представляет собой угрозу национальной безопасности Башкирии. |
|

Впрочем, в шести томах материалов дела содержатся показания только двух человек из сотен легализованных афганцев. Оба были задержаны в Санкт-Петербурге за нарушение правил пребывания в России.
Иностранцы рассказали, что получили временную регистрацию в Башкирии за $500 (корыстный мотив преступления руководству паспортно-визовой службы не вменялся – доказать, что паспортисты действительно брали эти деньги, не удалось).
Кроме того, следствие заявляло, что, по его данным, некоторые из зарегистрированных паспортистами в Уфе афганцев были осуждены за различные преступления и даже отбывали наказания в российских колониях. Так, за незаконный оборот наркотиков за решетку, по информации следователей, попал международный контрабандист Фарид Гулам Достагир, другие привлекались за подделку документов. В списках легализованных значатся авторитет пуштунских племен Мохаммад Шах Вазир Гул и лидер шиитской группировки «Восьмерка», базирующейся в Иране, Сафар Али Барат Али. Где сейчас находятся все эти люди, правоохранителям неизвестно. В своем выступлении Еркеев подчеркнул, что нельзя исключить вероятность того, что эти афганцы и по сей день остаются в России. «Чем они занимаются, никто не знает», – сказал он.
Абдрахманов и Кагарманов в ходе судебных заседаний свою вину не признали, несмотря на то что частично признавали ее в ходе предварительного следствия – тогда подсудимые заявили, что регистрировали иностранцев только для того, чтобы те смогли уехать на родину. В свое оправдание экс-чиновники сослались на положение давно не действующего приказа МВД СССР от 1986 года. Защита же настаивала на том, что доказательств причастности к террористическим группировкам граждан, зарегистрированных в Уфе, нет. А сотрудники визового управления назвали свои действия «дисциплинарным проступком» и потребовали в последнем слове полного оправдания.
В итоге федеральный судья Леонид Азнабаев счел вину подсудимых недоказанной и вынес постановление о прекращении уголовного преследования.
«Я не могу осудить людей на основании такой слабой доказательной базы, которую предъявляют прокуроры, – пояснил Азнабаев. – К тому же формально чиновники не нарушили закон. Я настаивал на том, чтобы были разысканы и допрошены иностранцы, получившие регистрацию в Башкирии, но этого не было сделано». Правда, в прокуратуре считают, что большинство из зарегистрированных в Уфе афганцев вообще никогда не бывали в Башкирии.
Постановление о прекращении уголовного дела зачитывалось более двух часов. Дослушав его до конца, Абдрахманов и Кагарманов спешно покинули здание суда. Они категорически отказались комментировать решение суда и, не желая позировать перед фотокамерами, быстро удалились. Прокурор Еркеев заявил о намерении обжаловать постановление суда. Кассационная жалоба его в Верховный суд поступит в течение 10 дней.
24 АПРЕЛЯ 17:02