В метро нашелся стрелочник

В Москве задержан первый виновный в аварии на Московском метрополитене — директор рекламной фирмы, проводившей строительные работы над тоннелем между «Войковской» и «Соколом». По данным прокуратуры, сваи под рекламный щит фирма вбивала незаконно.

В понедельник прокуратура Москвы задержала генерального директора предприятия ООО «Полюс М», проводившего строительные работы над тоннелем метрополитена между станциями «Войковская» и «Сокол» Замоскворецкой линии. Как сообщил «Газете.Ru» представитель прокуратуры Московского метрополитена, 43-летний Радислав Лыба был задержан в качестве подозреваемого в совершении преступления по статье 216 («Hарушение правил безопасности при проведении строительных работ») в рамках расследования уголовного дела об аварии на Mосковском метрополитене. Вопрос о предъявлении обвинения и возможности ареста Радислава Лыбы решится в течение сегодняшнего дня. Кроме того, следователи планируют изъять лицензию у компании «Полюс М», отмечая, что предприятие занимается и другими строительными работами в столице.

По словам представителя следствия, во время допроса подозреваемый Радислав Лыба признал факт осуществления строительных работ на поверхности. Более того, Лыба сообщил следователям, что «часть необходимых согласований не была произведена перед проведением работ по строительству объекта».

Как уточнили в прокуратуре, территория, на которой проводились работы по установке рекламного щита, находится в распоряжении Московской железной дороги. «По словам задержанного Лыбы, с МЖД все документы были согласованы, более того, заказчиком установки щита было именно это ведомство», — отметили в прокуратуре. Однако с Московским метрополитеном согласований по работам не было, сообщили следователи со ссылкой на слова задержанного. По какой причине документы не были согласованы, сейчас выясняется.

На это представители Московской железной дороги заявили в понедельник, что не имеют никаких договорных отношений со строительной организацией «Полюс М».

«Установка свай для рекламных щитов строительной организацией велась самовольно, без соответствующих разрешений, без надлежащего технического надзора и контроля, при отсутствии проектной документации и согласований с Московской железной дорогой», — сообщили в МЖД, где даже начали собственное расследование по выяснению обстоятельств проведения строительных работ в полосе отвода. Правда, в пресс-службе МЖД затруднились уточнить, каким образом будет проходить служебная проверка, учитывая, что единственный установленный виновник пока находится в прокуратуре.

Заказами МЖД на рекламу занимается железнодорожное рекламное агентство «Лайса», именно она должна была согласовывать документы по строительству рекламного щита, возводимого фирмой-субподрядчиком «Полюс М», заявили «Газете.Ru» в Комитете рекламы, информации и оформления города столичного правительства. В комитете уточнили, что «Лайса» — единственное рекламное агентство, работающее в рамках МЖД. Однако в рекламной компании «Газете.Ru» наотрез отказались давать комментарии, сославшись на непричастность к деятельности «Полюс М». Таким образом, из их слов следует, что на территории, подведомственной МЖД, работала неизвестная фирма-субподрядчик, выполнявшая заказ другой неизвестной рекламной фирмы.

Однако с ними не согласны прокуратура метрополитена, начальник московского метро Дмитрий Гаев и мэр столицы Юрий Лужков, который заявил, что сурово накажет подрядчиков МЖД.

Как сообщили «Газете.Ru» представители комитета рекламы, несмотря на заявления городских властей, агентство по-прежнему отказывается признавать свою причастность к строительству щита. Однако в комитете считают, что именно «Лайса» поручила дело «некоему субподрядчику с маловнятным и неквалифицированным персоналом», заявил глава комитета Владимир Макаров. В комитете отметили, что «агентство не обращалось с заявкой на сооружение объекта, и у них не было ни одного согласования на эту установку», — отметил председатель комитета Владимир Макаров, передает РИА «Новости». Представители комитета также сообщили, что, согласно постановлению правительства Москвы №930, властями предписано обязательное оформление заявок в режиме одного окна на возведение каких-либо конструкций в Москве. «Для заявки требуется выполнение двух обязательств — договор с балансодержателем и разрешение всех необходимых согласующих структур, в том числе Москомархитектуры и Мосгеотреста», — отметили в комитете. Там добавили, что сейчас заканчивается проверка всех установленных этой фирмой конструкций. Все конструкции с нарушениями, будут демонтированы, сообщают московские власти. Во вторник комиссия Комитета рекламы, информации и оформления города будет решать вопрос о лишении лицензии рекламного агентства «Лайса».

Что за «крупномасштабную рекламную конструкцию» возводило агентство, пока не сообщается. Хотя известно, что это должно было быть сооружение с 12 сваями. Рекламный стенд планировали установить рядом с Окружным мостом на Рижском направлении железной дороги, и уже вбили 10 свай, когда произошло ЧП.

Инцидент в тоннеле Московского метрополитена случился в воскресенье около в 14.30 приблизительно в 1 км от станции «Войковской». Опорная свая, которую использовали строители в наземных работах, пробила насквозь свод тоннеля и задела состав, следовавший от «Войковской» к «Соколу». По ходу движения машинист увидел, как она падает сквозь перекрытия. Он предпринял экстренное торможение, но избежать столкновения не удалось. Удар пришелся в правую часть головного вагона. Еще одна свая пробила третий вагон. Всего в поезде находилось около 500 человек. Никто из 70 пассажиров, находившихся непосредственно в третьем вагоне, не пострадал. По данным на 16.40, всех их вывели из тоннеля на поверхность, за медицинской помощью никто не обращался, но около 10 человек обратились за помощью к психологам.

Как сообщили «Газете.Ru» представители метрополитена, 24-летний машинист поезда Андрей Ульянов в течение двух дней не выйдет на работу, он проходит реабилитацию под наблюдением психологов после перенесенного стресса.

При этом, начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев заявил, что спустя 30 минут после ЧП работы по возведению свай для опоры рекламного стенда еще продолжались. Лишь когда рабочие заметили проверяющих, то попытались скрыться с места происшествия на микроавтобусе «Газель». Тем не менее, милиции удалось задержать пятерых рабочих. На допросе в ОВД «Войковский» они рассказали, что с утра занимались установкой рекламного щита в районе пересечения Ленинградского шоссе с железнодорожными путями Рижского направления. Забив первую сваю, рабочие обнаружили, что она полностью ушла под землю. Несмотря на это, они продолжили работу. Всего было забито 11 свай. Неподалеку от места ЧП стояла машина для забивания свай с подмосковными номерами, подъемный автокран «МАЗ», а также гусеничный бульдозер. На «МАЗе» обнаружен пропуск «Разрешен проезд на территорию ООО «ЛВН-маркет»».

Движение на участке «Сокол» – «Речной вокзал» было прекращено в обе стороны.

Только утром в понедельник сотрудники метрополитена восстановили движение по ветке.

Однако, как сообщили в пресс-службе метрополитена, движение поездов на участке от станции метро «Белорусская» до станции метро «Речной вокзал» в понедельник продлится только до 24.00. «Метро на этом участке будет закрыто на час раньше для продолжения ликвидации последствий вчерашней аварии», — отметили в пресс-службе.