[an error occurred while processing this directive]

 
ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | EURO 2008 | СОЧИ'14
[an error occurred while processing this directive]
 
 
Рабочие советы: чем живут профсоюзы без бюрократии


«Нужен прямой контакт»: можно ли заразиться COVID-19 через еду


Большая перемена: 5 глобальных трендов постковидной эпохи


Решили сами: участники лотереи распределили миллиард


Критиковать нельзя помогать: чай с малиной против доказательной медицины


Новый год, новые вызовы: есть ли надежда у рубля


Инвесторы на старт: Москва может выйти на рынок займов


Банк Хоум Кредит и Сбербанк запустили переводы по номеру телефона


Новый передел: будут ли медицинские экспертизы независимыми


Пушкин, горы, минералка: почему отдохнуть на Ставрополье интересно и недорого


[an error occurred while processing this directive]

Монументальный интим


 

[an error occurred while processing this directive]
 

Текст: Велимир Мойст  Фото: МУАР

Выставки в разных зданиях Музея Архитектуры превращают классические мраморные статуи в порноактеров, а логотипы швейных фабрик – в иератические тавра.

Есть такая давняя специализация – архитектурная фотография, но ничего было не слыхать про фотографию скульптурную. То есть статуи снимали и снимают довольно часто, однако превращать это в обособленное занятие никто не додумался. Вполне вероятно, что и Елена Цихон не останется навсегда единственным представителем несуществующего цеха. Выберет себе другие объекты для фиксации (говорят, впрочем, что уже выбрала и обладает разносторонним портфолио). Но на выставке в Музее архитектуры ее единственные герои – изваяния. Несколько лет безмолвного общения с амурами, психеями, артемидами и беллерофонтами вылились у нее в фотографическую серию «Те».

Почему «те», неизвестно. Может быть, подразумевалось «те самые». Сессии проходили в Петергофе, Летнем саду, Эрмитаже, Архангельском – иначе говоря, в местах весьма посещаемых и туристически сакраментальных. Так что одна из очевидных задач фотографа – избежать всяких признаков топографической узнаваемости. Ну и попутно изъять у статуй любую сюжетную основу, чтобы нельзя было с определенностью, на манер экскурсовода, произнести: «А здесь мы видим скульптурную группу, символизирующую известный миф о том-то и том-то».

На карточках у Елены Цихон – интимная жизнь классических персонажей, лишенная аллегорического содержания и парадного представительства.

Иногда это игривые фрагменты, на которых мрамор достигает эффекта телесности (особенно там, где съемка черно-белая), и тогда невинные позы героев мифологического репертуара приобретают почти порнографическую подоплеку. Иногда это непривычные ракурсы, и в этих случаях кадры начинают напоминать репортаж. А временами возникают композиции, характерные для психологического портрета, и тогда вместо какого-нибудь бесчувственного Актеона видится голова нашего современника, озабоченного вопросами экзистенции и проблемами с однокурсницами.

В общем, за счет выразительных средств происходит очеловечивание статуй, игра в Пигмалиона и Галатею. Игра относительно модная, с правилами от Мэпплторпа. Хотя в предложенном методе можно отыскать истоки и более кондовые. Возьмите любой фотоальбом, посвященный знаменитым дворцам и паркам, и среди четких репрезентативных снимков вы обязательно обнаружите такую вот фрагментарную лирику –

и со снегом на голове, и с воодушевлением в каменном взоре, и с плотскими поползновениями шаловливых мраморных ручонок.

Такого рода альбомные перебивки, не позволяющие читателю заснуть при чтении комментариев, у Елены Цихон взяты за программную эстетику. Получается нескучно и неглупо, но одновременно и ни о чем. Осознавая, от чего автор пытается уйти, совершенно не понимаешь, куда он движется. Все-таки визуальная пресыщенность, будучи стимулом для разного рода экспериментов, не задает никаких ясных целей. В пределе все заканчивается вариациями гламура…

А через двор от главного здания МУАРа, в Аптекарском приказе, одновременно открывалась другая выставка, название которой даже боязно произнести. Итак, слушайте: «Выставка знаков и логотипов Специального художественно-конструкторского бюро Легпрома под руководством Михаила Шварцмана». Отойдя от первоначального шока, обратите внимание на имя Шварцмана – это ключ для посвященных. Он был гуру московского андерграунда, мистиком и демиургом, оппонентом концептуалистов и по совместительству руководителем дизайнерского бюро. За разработкой товарных знаков для Челябинского ПШО «Силуэт» или Уфимской валяльно-войлочной фабрики в 60-е – 70-е годы высились мировоззренческие горы.

Михаил Матвеевич рассматривал создание «иератического тавра», если пользоваться его терминологией, сквозь призму всей культуры человечества, которую он надеялся вернуть к утерянным истокам.

Ученики и коллеги по дизайнерскому бюро относились к своей работе как к миссии – тут уж не до смеха, даже если речь о Большемурашкинской швейной фабрике (клянусь, была такая в реальности). В принципе, это отдельная глава в истории не столько даже графического дизайна, сколько искусства в целом. Маленькая выставка в Аптекарском приказе – лишь напоминание. В том числе и об изобразительном принципе, не позволяющем и пальцем шевельнуть без космических предпосылок. Это очень связывает, конечно, но и вдохновляет.



Елена Цихон. «Те». В анфиладе Музея архитектуры (Воздвиженка, 5/25) до 25 февраля. Михаил Шварцман. Товарные знаки СХКБ Легпрома. Школа, метод, характеры. В Аптекарском приказе Музея архитектуры до 14 февраля.

18 ЯНВАРЯ 15:03




Прочитать
позднее

Отправить
по почте

Новости
на мобильный
 

  РЕКЛАМА
 
 
 
  ПОЛИТИКА
 
 
 В Ингушетию введены войска
 Подводный охотник на женщин
 Политисключенные
 Президент пожертвовал братом
 
  БИЗНЕС
 
 
 Дерипаска не может подойти к «Русснефти»
 На фронтах войны форматов
 Microsoft сыграет, недорого возьмет
 У ТНК-ВР украли буквы
 
  ФИНАНСЫ
 
 
 Не успел потратить – в тюрьму
 Стабильные рынки уронили доллар
 Сгоревшие вклады сгорели совсем
 Мировой нанофинансовый центр
 
  ОБЩЕСТВО
 
 
 Пичугин ушел на пожизненное
 Эстония повторила фашистскую диверсию
 Бытовая драка с высоким начальством
 Смертельная вакцина парализовала Британию
 
  КОММЕНТАРИИ
 
 
 Пыль модернизации
 Фильтр для кремлевского «базара»
 Расстрел репутации
 Таджик с метлой, румын с лопатой
 
  ПАРК КУЛЬТУРЫ


 Маленький злой человек
 Архипелаг невезения
 Голландцы вернули картины Геринга
 Тайная жизнь писателей

  СПОРТ
 
 
 
 
 
 
 
  АВТОМОБИЛИ
 
 
 Испанская "Панда"
 Якиманские задворки
 Новая буква для BMW
 Рокада огородами
 
ПОИСК
 




АРХИВ
ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ (RSS)
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ.RU
НОВОСТИ НА МОБИЛЬНЫЙ
РЕКЛАМА
РЕДАКЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

    РЕКЛАМА


 
ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | EURO 2008 | СОЧИ'14
[an error occurred while processing this directive]