[an error occurred while processing this directive]

 
ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | EURO 2008 | СОЧИ'14
[an error occurred while processing this directive]
 
 
Росатом создал "ядерную батарейку" для космических аппаратов


Нет доверия: почему снижение ключевой ставки не помогает экономике


Альтернатива депозитам: где искать процент выше инфляции


COVID-госпиталь: взгляд изнутри


Нежный щебет пуночки заморозил время: что такое арктический АСМР


Почта Банк предложил 0% по кредитам наличными на полгода


Цифровой шофёр: как технологии снизят аварийность такси


Не "короной" единой: где в Москве удобно привиться от гриппа


Что можно было увидеть на московских киноафишах десятки лет назад


В дороге: как губернатор Ямала 10 дней провел за рулем


[an error occurred while processing this directive]

Грачи долетели


 

[an error occurred while processing this directive]
 

Текст: Велимир Мойст  Фото: Третьяковская галерея

Первая с 1947 года персональная выставка Саврасова в Третьяковке позволит поразмышлять о патриотизме, репутации и русском гении.

Грустить о том, что Алексея Саврасова приспособили к своим нуждам почвенники и государственники, у нас не принято. Ну, приспособили и приспособили – хватает и без него культурных ценностей. Он как бы априори надоел выпускникам советских школ, хотя большинство из них только репродукцию «Грачи прилетели» и знают. Сначала на примере Саврасова учили Родину любить (дескать, даже птицы из дальних стран возвращаются, поскольку нет ничего милей и дороже отеческой землицы), потом сотворили из него радетеля веры, прикинув количество изображенных храмов.

Для полноты измерения добавьте еще сомнительных «саврасовых» на антикварном рынке.

Так вот и размениваются посмертно таланты и репутации.

Вероятно, сотрудники Третьяковки имели в виду реабилитационную задачу, когда задумывали выставку. Но и на дату польстились, не без этого: 175-летие Саврасова удачно перетекает в 150-летие самой галереи, которое будет праздноваться в мае. Как-никак, Алексей Кондратьевич был одним из любимейших художников Павла Михайловича. Картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума» легла в основание коллекции. Полотна Саврасова и дальше покупались охотно, так что в галерее одно время имелся образцовый набор. Но когда советская власть принялась за активную перекомплектацию музеев, набор заметно поредел. Саврасовым щедро одаривали и российскую глубинку, и «национальные окраины» – видимо, для формирования шаблонов патриотизма. Теперь выпросить назад, даже на короткое время, – проблема. К нынешней ретроспективе сумели доставить экспонаты из двух десятков российских городов, а вот фонды «ближнего зарубежья» – Риги, Киева, Баку, Алма-Аты – остались недосягаемы. Удалось договориться только насчет картинок для каталога.

Но все равно получилась самая значительная персоналка за период с 1947 года.

Удобный случай разобраться, что за художник, чем интересен, почему востребован национал-патриотами и почему ценим профессиональными живописцами.

С национал-патриотами проще всего, конечно: у них начетнический принцип – кто не против нас, тот за. В оправдание автора можно лишь заметить, что ни к каким общественным движениям он не принадлежал и никаких деклараций не подписывал. Любовь к родной природе – процесс даже более интимный, чем любовь между мужчиной и женщиной. Саврасову явно нравилось работать со здешними пейзажами, он получал от этого, извините, кайф – при чем тут имперские идеи или религиозные проповеди?

А художники ценят его потому, наверное, что он был невероятно одарен и привязан тысячью нитей к качественному искусству. Ни щей, ни лаптей, ни шапкозакидательства. Полноценный европейский живописец, сродни малым голландцам и барбизонцам. Перед ним и цель стояла похожая: включить свои ландшафты в разряд тех мест, которые не зазорно изображать. Чтобы не сказал никто: «Фи, моветон!» Между прочим, цель была достигнута – и самим Саврасовым, и его учениками Левитаном, Серовым, Коровиным. Тот же Левитан прямо так и произнес: «Именно Саврасов создал русский пейзаж». Что создал-то? Не березки, не церквушки, а такой способ уложения видов на холст, когда и снобу предъявить не стыдно. Он хорошо знал, что делал в профессиональном плане. А вы говорите, грачи.

Художником «одной картины» его ославил Александр Бенуа – просто красного словца ради. Хотя вещь действительно выдающаяся. То, что предъявлено сегодня зрителям – это авторское повторение, «исходник» давно затерялся. Но повторение конгениальное. Позднее, став бомжом и алкоголиком, Саврасов зарабатывал на хлеб и на водку такими вариациями «Грачей», от которых его самого наверняка воротило. Это еще одна грань российского гения – и еще одна сложность для устроителей выставки. Как показать максимум возможного без перекоса в деградацию? Вроде бы получилось. Диковатые работы 1880–90-х по-своему роднятся с былыми успехами. А в разделе графики вообще происходит чудо: там возникает изысканность – слово, почему-то редко сочетаемое с именем этого художника. Хотя карандашные рисунки Саврасова при любой датировке невообразимо хороши. Что называется, мастерство не пропьешь.

Попутно выясняется, что Алексей Кондратьевич – не только певец расейской неизбывности: есть у него и виды швейцарских Альп, и хохляндские хатки, и минареты. Можно обнаружить работы под заголовками «Бурлаки на Волге», «Рожь», «Гибель корабля в море» – и убедиться, что с Репиным, Шишкиным и Айвазовским здесь нет ничего общего. Он довольно разный, Саврасов. И довольно цельный. Не требуется его безоглядно любить – попробуйте просто увидеть и почувствовать.



Бередить душу лирическими пейзажами можно будет до 12 марта в Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский пер., 12).

07 ДЕКАБРЯ 13:22




Прочитать
позднее

Отправить
по почте

Новости
на мобильный
 

  РЕКЛАМА
 
 
 
  ПОЛИТИКА
 
 
 В Ингушетию введены войска
 Подводный охотник на женщин
 Политисключенные
 Президент пожертвовал братом
 
  БИЗНЕС
 
 
 Дерипаска не может подойти к «Русснефти»
 На фронтах войны форматов
 Microsoft сыграет, недорого возьмет
 У ТНК-ВР украли буквы
 
  ФИНАНСЫ
 
 
 Не успел потратить – в тюрьму
 Стабильные рынки уронили доллар
 Сгоревшие вклады сгорели совсем
 Мировой нанофинансовый центр
 
  ОБЩЕСТВО
 
 
 Пичугин ушел на пожизненное
 Эстония повторила фашистскую диверсию
 Бытовая драка с высоким начальством
 Смертельная вакцина парализовала Британию
 
  КОММЕНТАРИИ
 
 
 Пыль модернизации
 Фильтр для кремлевского «базара»
 Расстрел репутации
 Таджик с метлой, румын с лопатой
 
  ПАРК КУЛЬТУРЫ


 Маленький злой человек
 Архипелаг невезения
 Голландцы вернули картины Геринга
 Тайная жизнь писателей

  СПОРТ
 
 
 
 
 
 
 
  АВТОМОБИЛИ
 
 
 Испанская "Панда"
 Якиманские задворки
 Новая буква для BMW
 Рокада огородами
 
ПОИСК
 




АРХИВ
ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ (RSS)
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ.RU
НОВОСТИ НА МОБИЛЬНЫЙ
РЕКЛАМА
РЕДАКЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

    РЕКЛАМА


 
ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | EURO 2008 | СОЧИ'14
[an error occurred while processing this directive]