В среду суд округа Кук штата Иллинойс (США) приговорил 33-летнюю Ирму Павлис, забившую насмерть своего шестилетнего приемного сына из России, к 12 годам тюремного заключения. Убийство ребенка, усыновленного всего за месяц до его гибели, было признано непреднамеренным.
Как сообщает Associated Press, наказание Павлис могло быть гораздо строже.
Поначалу прокурор штата Майкл Гербер квалифицировал произошедшее как убийство первой степени и был, по его словам, «страшно разочарован», когда 15 апреля 2005 года присяжные объявили убийство Алексея Гейко непреднамеренным.
Тогда Гербер решил добиваться для убийцы максимального срока по этой статье, который составляет по американским законам 14 лет. И почти преуспел.
Под давлением улик Ирма Павлис признала, что начала избивать своего приемного сына Алешу уже через две недели после его переезда в новую семью. «Однажды я довольно сильно ударила его по голове. Потом ударила по лицу, потом в живот», — заявила она. 18 декабря 2003 года Павлисы позвонили в службу спасения, сообщив, что Алеша не дышит. На то, что он практически перестал дышать, приемная мать обратила внимание лишь через 30-40 минут. По ее словам, она думала, что ребёнок притворяется. Приехавшие по вызову медики забрали мальчика в больницу, где он и умер на следующий день.
Как подтвердила экспертиза, все тело мальчика было покрыто синяками, а причиной его гибели стал ушиб головного мозга.
Адвокат Павлис попытался представить дело так, как будто синяки на теле мальчика свидетельствовали лишь о рвении его приемной матери «приучить его к дисциплине». А ставший роковым для ребенка ушиб мозга появился якобы не вследствие побоев приемной матери-американки, а проистекал от алкогольного синдрома, вызванного пьянством его биологической матери-россиянки на протяжении всего периода беременности. Как пытался убедить судей адвокат, страдающий синдромом мальчик сам бился головой о стенку либо кидался на пол в припадке буйства, отчего и умер. На этой же версии настаивала и обвиняемая.
Хотя Ирма Павлис и раскаялась в содеянном, но главную ответственность за происшедшее она возложила «на российскую сторону и на агентство», через которое они усыновили ребенка.
Подсудимая напрямую обратилась во время процесса к американским семьям, собирающимся усыновить детей из России. Она призвала их как следует обдумать свое решение, а также получить как можно больше информации от официальных инстанций до усыновления. «Извлеките урок из того, что случилось со мной», — призвала она.
Как считают в Америке, гибель Алеши Гейко высветила весь комплекс проблем, связанных с усыновлением детей из-за рубежа, и в частности из России.
Американцы считают, что большинство привезенных в США детей страдают от последствий алкогольного синдрома. По мнению ведущего американского эксперта по этой проблеме, автора проекта «Усыновление без границ» Риты Саймон, «именно тяжелый алкогольный синдром, которому подвержены многие российские дети, является причиной проблем с их поведением и задерживает их общее развитие».
По мнению эксперта, агентства по усыновлению не проводят необходимых психологических обследований детей и не информируют о неизбежных проблемах усыновителей.
«Американские матери совершенно не представляют себе, что их ожидает после усыновления», — подчеркнула она.
За четырнадцать лет после распада Советского Союза иностранцы успели усыновить более 60 тыс. российских детей. В том числе только в 2004 году 5,8 тыс. были усыновлены американцами. 11 из них за последние девять лет были убиты своими приемными матерями, успев прожить в США всего от нескольких недель до нескольких месяцев.
Отреагировали на произошедшее и в России. Здесь уже прозвучали призывы ввести мораторий на усыновление российских детей иностранными гражданами.
В течение двух недель правительство России рассмотрит предложения, поступившие от Генпрокуратуры, об усилении контроля над содержанием российских детей, усыновленных за рубежом. Прокуратура считает необходимым заключение международных договоров с государствами, граждане которых усыновляют российских детей, а также об установлении контроля за их положением. Это позволит предотвратить насилие над детьми, усыновленными иностранцами.