€10 млрд полетели

Фото: Reuters
В аэропорту Тулузы впервые в воздух поднялся самый большой в мире пассажирский самолет А380. Это испытательный полет А380. Суммарные затраты на проект уже достигли €10 млрд. Стоимость одного нового аэробуса — около $260 млн.

Первый полет 555-местного гиганта Airbus 380 проходит через три месяца после его презентации европейским авиаконцерном Airbus Industries. В Тулузе, откуда стартовал новый лайнер (длительность полета составит от одного до пяти часов), за движением аэробуса можно дополнительно наблюдать на огромном экране, установленном в центре города.

«Во время пробного полета мы хотим протестировать самые простые вещи, — сообщил накануне полета первый пилот пробного экипажа Клод Лелайе. — Такие, как действие шасси, разгон, функционирование закрылков».

В полете также принимают участие второй пилот, капитан и четыре бортинженера. Еще 30 инженеров следят за полетом с земли. Кроме них, за порядком, но уже на улицах Тулузы, наблюдают 500 полицейских, которые перекрыли движение от завода-изготовителя к аэропорту.

Вместимость A380 примерно на треть больше, чем у его основного конкурента Boeing 747-400. Но Boeing 747 стоит дешевле — около $210 млн.

Сравнимый по размерам с Airbus 380 самолет существовал в истории, но выполнил лишь один полет: это легендарная «летающая лодка» Говарда Хьюза Spruce Goose, которая взлетела в 1947 году. Она была рассчитана на 750 пассажиров, превосходила A380 по размаху крыльев, имея восемь двигателей, но была короче его в длину.

Кроме того, значительно превосходит A380 российско-украинский самолет Ан-225 «Мрия», но он не пассажирский.

Этот сверхтяжелый транспортный самолет на 11 метров длиннее и на 8 метров шире A380, но уступает ему в высоте. Транспортировка космического корабля «Буран» на Ан-225 «Мрия» прошла в 1989 году.

У концерна Airbus Industries суммарные затраты на проект A380
уже достигли €10 млрд. Треть из них покрывается за счет кредитов ФРГ, Франции, Великобритании и Испании. Чтобы проект окупился и начал приносить прибыль, Airbus должен продать не менее 250 экземпляров A300.

154 новых самолета уже заказали 13 авиакомпаний. Крупнейший заказ на 45 лайнеров сделала базирующаяся в Дубае авиакомпания Emirates. 23 лайнера A380 заказал крупнейший австралийский авиаперевозчик Quantas. Германская Lufthansa покупает 15 самолетов и планирует первые рейсы A380 в Америку и Азию осенью 2007 года, причем на билеты уже сейчас есть спрос. Самые первые десять A380 должны быть поставлены в первом квартале следующего года авиакомпании Singapore Airlines. В течение 2006 года Singapore Airlines планирует первый регулярный коммерческий рейс с их участием.

Один из важнейших аргументов в пользу покупки гигантского лайнера для авиакомпаний заключается, по мнению экспертов отрасли, в том, что можно рассчитывать на экономию не менее чем 15% горючего на одно посадочное место A380 по сравнению с Boeing 747.

Вместе с тем, эксплуатация A380 связана с существенными затратами аэропортов из-за его размеров.

Уже сейчас 60 ведущих аэропортов мира, среди которых лондонский Heathrow, нью-йоркский John F. Kennedy, аэропорты в Лос-Анджелесе, Сеуле, Гонконге, Токио, Бангкоке и Сингапуре, готовятся к миллионным расходам, чтобы принять новый самолет. В Германии только Франкфуртский и Мюнхенский аэропорты будут способны принять новое судно.

Все перевозчики предполагают использовать новый самолет на длительных рейсах между Азией, Ближним Востоком, Европой, США и Австралией.