Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Искусство офисной иконы

В галерее «Кино» открылась выставка Андрея Колкутина, совместившего иконопись и супрематизм.

Выставку Андрея Колкутина галерея «Кино» представляет в своем новом помещении. Раньше у галереи не было постоянного уголка, но она каким-то образом существовала и делала выставки. Вообще-то новый зал открылся еще в декабре, а за прошедшее время там успели показать несколько выставок. Скоротечность экспозиций – атрибут современной галерейной деятельности. Не в пример музеям, растягивающим показы своих выставок на месяцы, галереи выстреливают ими на неделю-две и берутся за следующие. Вот и нынешняя экспозиция пробудет в «Кино» недолго – до 8 апреля. Между тем персонаж, показываемый галереей, небезынтересен, и к тому же его работы редко выставляются в Москве.

Последняя большая выставка Колкутина была сделана куратором Георгием Никичем в «Новом Манеже» в 1999 году. С тех пор художник больше показывался в Европе, чем здесь. Последний раз – в известной галерее Moderne в Силькеборге (Дания). И это при том, что живет и работает он в Нальчике. С одной из датских галерей у него подписан контракт, который не позволяет художнику показывать свои работы, где заблагорассудится. Выставка в «Кино» — исключение. Как стало известно, к этой экспозиции вновь оказался причастным Георгий Никич, старый поклонник творчества Колкутина.

Художник стал активно выставляться с конца восьмидесятых – тогда на русское искусство был спрос, и работы Колкутина ездили по миру. Эта востребованность сохранилась по сей день.

Почему-то именно в северной Европе, в Дании, чего, впрочем, нет у десятков других художников, на волне перестроечного интереса сумевших показать себя Западу, но оставшихся ни с чем после спада этой волны. В датском королевстве Колкутин сумел зацепиться.

Пластика и общий образный строй основной массы его работ безошибочно напоминают о конце 1980-х – начале 1990-х годов, о художниках близких, например, галерее «МАРС». Легкий налет провинциализма, как бы игрушечная живопись, декоративная и почти плоскостная, с подчеркнутым лиризмом и нарочитой наивностью. У Колкутина к этим определениям добавилось хорошее чувство цвета и мотивы русской иконописи и супрематизма.

То, что показывают в «Кино», является квинтэссенцией именно этой линии – иконно-супрематической. Это вещи последних десяти лет. Здесь нет колкутинских милиционеров или старушек – «наивной» составляющей. Остались только «серьезные» круги да прямоугольники, складывающиеся в подобие иконных образов. Масляная краска на холсте пытается имитировать выщербленный временем левкас – иконный грунт для темперной живописи, но ей это удается плохо – она уступает древнерусской кашице из мела и клея в светоносности.

Масляная краска подобно эмали отражает свет, не дает ему проникнуть внутрь. Но это видно только вблизи, а если повесить работу Колкутина на большую стену и смотреть с дальней дистанции, то получится своего рода офисная икона, намекающая одновременно на духовность и продвинутость обладателя.

Какие-нибудь «Борис и Глеб», составленные из цветных прямоугольников, парабол и кругов, будут идеально смотреться в современном интерьере.

При весьма качественном исполнении в колкутинских работах не удается уловить особого пиетета перед прототипами – ни перед религиозной живописью, ни перед супрематизмом. И то и другое эксплуатировано умело, но образцы-то имеют в основе более мощную мотивацию и создают фон, сравнение с которым – не в пользу Колкутина. Ни христианской одухотворенности, ни сектантского, почти мистического энтузиазма Малевича в переворачивании основ – только хорошо сделанное напоминание обо всем этом на стене вашего офиса.

Тема, поднятая на выставке Колкутина, удивительным образом совпала с последними новостями о суде над организаторами выставки «Осторожно, религия!», что в наши самодержавно-православно-народнические времена не стоит недооценивать. Стоит проявить немного неуважения – не то чтобы иконы топором рубить, но хотя бы позволить себе иронию – и ты кандидат в еретики. Супрематизм – не оправдание.

Галерея «Кино». Б. Ржевский пер., 8. Андрей Колкутин «Избранные» – до 8 апреля.

Новости и материалы
Экс-спикер Рады: отказ украинцам в консульских услугах приведет к потере целого поколения
Две трети россиян признали бесполезным худеть к лету
Ученые узнали, почему людям так сложно возрождать старую дружбу
Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
Госсекретарь США обсудит в Китае Россию
Ученые создали искусственные клетки и научились программировать их поведение
В аэропорту Сочи на борту самолета был задержан неадекватный пассажир
Половина россиян не знают симптомы диабета
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
Нападающий ЦСКА заявил, что рад смене тренера
Стали известны подробности задержания замминистра обороны
Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером
Байден заявил, что США являются единственным мировым лидером
В органах рассказали об оперативной разработке по делу замминистра обороны
Канада разрешила делать Airbus из российского титана
Канадец из ЦСКА назвал Москву лучшим местом для жизни
В столице Аргентины протестуют тысячи студентов и преподавателей
В Николаеве произошел взрыв
Все новости