Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Земфира отомстила

Вышел новый альбом Земфиры «Вендетта». Хард-рок, синти-поп, холодный голос, безупречная интонация, розовые шарики и девочки – за это мы ее и любим.

Ошибочно считать, что Земфира поет для очень некрасивых девочек. Нет, разумеется, на почти любом ее концерте, включая и презентацию ее нового альбома «Вендетта» (черновое название «Нефть», право, гораздо симпатичнее), девочек раза в три больше, чем мальчиков, они танцуют друг с другом, обнимаются и запускают в воздух розовые шарики.

В данном конкретном случае это несущественные детали.

Земфира, которая в свое время за считанные месяцы превратилась из дебютантки в суперзвезды и мэтрессы русского рока, ни разу нас не разочаровала. Она не выпустила ни одной песни, которую нельзя было бы послушать во второй раз, и множество тех, что хочется слушать снова. Она не выпустила ни одного альбома под некрасивой или не стильной обложкой, включая даже дебютный веселенький ситчик. С первого своего альбома она придумала прекрасную фишку – закрытое лицо, невидное под царапинами пленки, волосами, очками и всем этим вместе взятым. Остряки, конечно, могут выступить с гнусностью: стиль этот неизбежен. Романтики же предпочтут вспомнить, что ее первые клипы появились в тот год, когда в Пушкинский музей приезжала грандиозная выставка Рене Магритта, художника, для которого скрытое лицо – самый важный фетиш.

Почти два года это лицо было совсем скрыто.

Земфира не ездила на гастроли. Она выступила на концертах, посвященных группе «Браво», и записала песню для фильма Ренаты Литвиновой «Богиня. Как я полюбила». Весь последний год шла работа над новым альбомом, который Земфира сначала назвала «Нефть», а потом «Вендетта». 1 марта, после пары переносов релиза, пластинку презентовали в галерее Artplay, гламурной стилизации под сквот на территории гигантского завода, превращающегося на глазах в офисный комплекс. Концерт был коротеньким, длился даже меньше альбома, хронометраж которого – 52 минуты.

Название альбома никак не объясняется

Земфира была одета в строгий офисный костюм и довольно брутальную маечку – менеджер, да и только. На сцену она вышла под тяжелометаллические гитарные рифы, которых испугался бы и Хэтфилд. Звук был вполне себе сквотский, но на альбоме эта песня тоже первая – «Небомореоблака», жестокая и мрачная. На двух гигантских экранах (современная арт-галерея все-таки) в это время крутили архивные записи Аллы Борисовны Пугачевой. Конечно, та была солнцем русской эстрады в свое время, эта – в наше, но не до такой же степени.

Дальше – «Дыши», «Итоги», «Самолет», суперударная «Прогулка», на которую другая божественная женщина Рената Литвинова сняла клип, «Повесица» (авторская орфография сохранена) и все остальное. С каждой песней слова были слышны все лучше и лучше, а шевелиться было все труднее и труднее.

Как у нее это получается?

Она пользуется самым простым языком – и русским, и музыкальным. Беззастенчиво использует глагольные рифмы (смеюсь-боюсь-злюсь-вернусь), что считалось неприличным уже к концу XVIII века. Она всегда поет по одной ноте на слог, на гласную, почти никогда не растягивает и не распевает. Аранжировки настолько просты, что это даже болезненно – любой выпускник неполной средней музыкальной школы включит дисторшн и поедет. Это все настолько просто, что уже неприлично – в какой-то момент может показаться, что тебя надули.

Можно не беспокоиться, не надули. Это не примитивность, а искусственное ограничение языка, необходимое любому большому художнику. Не простота, а лаконизм, избавление от лишней красивости. Не бесстрастность, а холодная отстраненность и беспощадность. Не школьники, а Игорь Вдовин и Корней – протеже, друг и музыкант Земфиры.

Земфира много лет назад придумала прекрасную свою интонацию, главное сокровище певицы с не очень красивым голосом и экзотической внешностью. Тихая монотонная истерика, переходящая в громкую монотонную истерику и обратно, – то, что поразило публику в 1999 году и поражает до сих пор. Эта интонация отточена и доведена в новом альбоме до полного совершенства. Когда Земфира передает привет Жанне Агузаровой в рок-н-ролле «Дай мне руку», когда «рубит тяжеляк» и когда поет трип-хоп «Друг» — это одна и та же песня, одно и то же бестолковое и трогательное любовное письмо.

Когда Земфира говорит, что новая пластинка – эклектичная, она лукавит. Формально – да, там есть рок-н-ролл, трип-хоп, хард-рок, диско и синти-поп. В действительности это очень цельный альбом, просто о нем следует говорить «Создан в смешанной технике».

Кстати, кто еще в нашей стране умеет петь трип-хоп? Кто знает, что такое монотонная удушающая тоска? Некрасивые девочки из партера?

Тринадцать треков, два бонуса, одна песенка из Уфы 1997 года, два видеоклипа. Новый альбом.

Земфира. «Вендетта». Real Records, 2005

Новости и материалы
Кулеба высказался об ограничении консульских услуг для украинцев за рубежом
Зарплаты россиян оказались значительно меньше необходимой для ипотеки суммы
Экономист оценил влияние мер российских властей на курс рубля
Названа общая проблема ЦСКА и «Спартака»
На Крымском мосту усилят досмотры в преддверии праздников
Ольга Орлова показала свою гардеробную
Российские регионы оценили по эффективности
Новый кроссовер Chery iСar 03 приедет в Россию под другим брендом
В Днепре сообщили о взрывах
В Киеве прозвучала воздушная тревога
Эрдоган высказался об отношения Турции и Армении
ФАС выявила картель на миллиарды рублей при реализации нацпроектов
Украинский дрон атаковал село в Белгородской области
Масалитин: ЦСКА и «Спартак» подходят к матчу не в самых лучших кондициях
В Польше резко раскритиковали президента за слова о ядерном оружии
Чуйков сделал предложение Муцениеце в прямом эфире
В Нижнем Новгороде монтажник получил травмы во время падения лифта в ТРЦ
Nokia выпустит кнопочный телефон с плоскими гранями, как у iPhone
Все новости