Четыре угла
современного искусства

Игорь Чувилин 10.11.2004, 13:30
Фото: Мастерская Арт Москвы

Назван победитель премии «Черный квадрат»: потомственный супрематизм в смеси с терроризмом победил поролоновых голубей и деревянных медведей. Все номинанты – на выставке «Мастерская Арт Москвы».

Никто и не заметил, как «Мастерская Арт Москвы» превратилась из некоммерческого придатка ярмарки современного искусства в конкурсную выставку премии «Черный квадрат». Перемена-то вроде небольшая, но существенная. Чего нельзя было не заметить, так это того, что раньше «Мастерская» начиналась сразу после «Арт Москвы», а теперь она проходит через шесть месяцев после, или, можно сказать, за полгода до следующей ярмарки. Решение тактически верное – после недельной выставки-продажи мало кто приходил смотреть на проекты тех же авторов, только под другим – нестяжательским – соусом.

Однако, отделившись, некоммерческий показ приобрел себе новый стержень – премию, в очередной раз доказав незыблемость истинных ценностей. В былые годы премии тоже давали, и деньги фигурировали такие же, но ощущения всеобщего забега в сторону желанного приза не было.

Теперь же вопрос о том, кому дадут «Черный квадрат», стал главным, и блеск пяти тысяч евро отсвечивал в глазах почти каждого участника.

Дензнаки, похоже, настолько застили зрение художников, что те не могли рассмотреть собственные творения. Это сомнительное удовольствие было предоставлено зрителям.

Первое, что бросалось в глаза, – отсутствие многих основных «арт-москвичей»: не было ни Кулика, ни Виноградова с Дубосарским, ни Кошлякова. Калибр для них мелковат, видимо. Живые классики, вроде Звездочетова, Монастырского, Инфанте, вообще носа не кажут на такие сборища. Но неожиданно возникли Анна и Вячеслав Колейчуки с высокотехнологичным (для годов эдак 1970-х) проектом, приехали бравые и по-митьковски веселые баталисты Флоренские с подводной лодкой. А митёк Константин Батынков морально подавлял конкурентов мощью собственной фигуры и умением рисовать.

Группа Escape, удостоенная премии в прошлом году, напротив, хвасталась тем, что ее приемы лишают художников «возможности скрыться за техникой и мастерством». Если бы было за чем скрываться, половине представленных авторов, ей-богу, стоило бы это сделать – сыграть в такие художественные прятки. Ну, хотя бы ради искусства и зрительских нервных клеток.

Тем не менее, на фоне сырой и серой массы кое-что выделялось. Наиболее выигрышным жанром оказались пластические шутки, вроде «Бэкона в гостях у Симпсонов» Александра Савко или вырезанных из поролона голубей Сергея Шеховцова. Производил впечатление пейзаж, построенный Стасюнасом Витаутасом из веревок. Распластанные по стене и растянутые между стенок, они довольно достоверно и остроумно воспроизводили пространство с проводами, рельсами, опорами линии электропередач. Не был лишен остроумия и «Рычаг власти» Максима Русакова – посетители радостно улыбались, когда, потянув за рукоять, повелевали десятками деревянных медведей, лупящих по наковальне. Почувствовать себя президентом мог каждый.

Но не до того было членам жюри.

О чем может думать прогрессивный искусствовед, когда вдали за кордоном плачет по родным березкам и иконкам большой художник Авдей Тер-Оганьян.

Этот мастер топора, преследуемый законом в связи с достопамятной рубкой тиражных икон, приехать, конечно, не мог. Быть может, сын его, Давид, получив премию 2004 года, сможет как-то утешить отца. Произведение Давида называется «Операция» и представляет собой геометрические композиции, похожие на карты местности с планами силовых действий. Жюри унюхало здесь супрематизм в смеси с терроризмом, а потому с радостью отдало художнику «Черный квадрат».

Награждение состоялось в ЦДХ по стандартному образцу всех премиальных церемоний. Не было смокингов, но были фанфары и неудачные шутки. Помимо единственного приза, были розданы дипломы тем, кто попал в шорт-лист премии. Потом наливали самогон из деревни Никола-Ленивец, постепенно становящийся главным напитком больших российских арт-тусовок. И уже не хотелось спрашивать, откуда в названии премии, присуждаемой пятью арткритиками, появилось слово «национальная». Почти никто не заметил.

ЦДХ. Крымский вал, 10. «Мастерская Арт Москвы» — выставка номинантов Национальной премии в области современного искусства «Черный квадрат». До 14 ноября.