Коллективизация
на марше

Фото: ЦДХ
Вторая половина сентября в Москве ознаменована художественными новосельями. Сначала в ЦДХ представили пространство на антресолях под названием «Новые галереи», а через день на Берсеневской набережной открылась-таки обещанная «АРТСтрелка».

Торжества должны были случиться в обратном порядке, однако «стрелочники» свой вернисаж перенесли с 4-го числа на 18-е – понятно, почему. Теперь события ничто не омрачило.

Сверкающие витринами «Новые галереи» достроили еще в конце лета, но официальный старт дали осенью. ЦДХ усиленно готовится к своему ноябрьскому 25-летию, в связи с чем в здании наводят марафет: устанавливают модные эскалаторы, развешивают плазменные экраны для информации и т.п. Реконструкция коснулась и балконов, где за счет бывших запасников существенно возросла экспозиционная площадь. Из поместившихся здесь 13-ти галерей некоторые значатся среди старожилов ЦДХ («Элизиум», Shatz’i, галерея Аллы Булянской), однако есть и подлинные новоселы, как питерская «Русская усадьба», прежде не имевшая представительства в Москве. Суммарно их репертуар можно охарактеризовать как искусство старое и поновее, с упором на антиквариат. Отсюда желание респектабельности во всем – от оформления экспонатов до манеры поведения на вернисаже. Последний прошел очень чинно, как бы намекая: здесь серьезные люди работают для серьезных людей. На очереди – переделка оставшихся антресолей.

Если «Новые галереи» в ЦДХ претендуют на буржуазность, то «АРТСтрелка» – на демократизм. Галеристы, обосновавшиеся у нового пешеходного моста через Москву-реку, исповедуют непринужденный богемный стиль в интерьерах, а один из билбордов при входе гласит: «Здесь никогда не будет вашей рекламы». Ну, это сгоряча. Устроители как раз склонны дружить с бизнесом, желательно покрупнее. В местную тусовку уже внедрились галерея-бутик James, «Галерея дизайна» Виктора Фрейденберга и «Клуб коллекционеров», сплошь состоящий из богатеев.

Нарочитая потрепанность – разновидность лоска.

Несколько месяцев назад здесь располагались гаражи фабрики «Красный Октябрь». Как теперь будут развозить сладости населению, трудно сказать, однако галеристы угнездились прочно. Пока речь идет о двухгодичной аренде. Кондитерам, разумеется, вся эта примодненная канитель весьма параллельна, но вот закавыка: планами московского правительства тут предусмотрены объекты культурного назначения. Посудите сами: если перекинут пешеходный мост, значит, по нему должен кто-то передвигаться. На одном берегу – храм Христа Спасителя, Пушкинский музей и прочие очаги духовности, а на другом что – производственные помещения? «Красный Октябрь» повел себя дипломатично, вопреки революционному названию, и выделил часть территории под арт-центр.

На первых порах тут нечто вроде легального сквота. Жильцы обещают обзавестись общим пиаром и устраивать вернисажи совместно, раз в две недели. График изнурительный и вряд ли будет выдерживаться, но задор показателен. В «гаражном кооперативе» состоят и ветераны, вроде галереи XL, и свежие образования, например галерея Red October американки Хелен Кэй.

Цели у каждого свои, зато есть коммунальный девиз «Забей стрелку с искусством!»

В частности, упомянутая XL думает развернуть в новом боксе работу с молодыми дарованиями, хотя стартовать в эстафете доверено все же бывалому Кулику. Ветеран-акционист показал на полотняном экране свой видеофильм «Испытание Гоби / Gobi Test» – нечто среднее между «Последним героем» и «Клубом кинопутешествий». Съемка, конечно, ни к черту, зато буклет изобилует рассуждениями о нравах монгольских кочевников. Типа: «Нигде блага цивилизации не приобретают таких карикатурных форм, как здесь», – устало думал я, сидя в баре «Гавиин 3002»… Похоже, у нас народился собственный Хемингуэй.

Еще на открытии показали перформанс Марины Беловой и Алексея Политова «Осенний каннибализм». Это когда под музычку и настенные видеопроекции кромсают арбузы, а в центре стола – голова художника. Впрочем, публика поедала сахаристые ломти без содрогания. С прошедшей «АртКлязьмы» сюда прибыли некоторые экспонаты, вроде плюшевой березки на колесах: не пропадать же добру. Галерея-офис АВС демонстрировала оплавленную оргтехнику, кто-то выклеивал скотчем на стенах слова и орнаменты, кто-то наигрывал на электрогитаре. Гости воспринимали шоу сочувственно, но без возбуждения. Не исключено, что элегическому настрою способствовал казенный вид батарей отопления: каково-то здесь будет зимою?

Добавим, что этими двумя событиями тема новоселий в сезоне не исчерпана. В конце октября Stella Art Gallery, специализировавшаяся доселе на импортном искусстве, откроет свой новый зал на Мытной, где вплотную займется современными русскими художниками. А в середине ноября выставочный зал «Т-модуль» на Тишинской площади запустит к себе первую ярмарку советского искусства под заглавием «Made in USSR». Словом, на арт-сцене наблюдается изрядное оживление.