Диатез надежды

Велимир Мойст 09.07.2004, 12:24
Фото: ryn.de

Обнародована дата открытия Московской биеннале, куда позвали главных художников современности. Знают ли приглашенные об этом, пока неизвестно.

Угадайте, что общего между Москвой, Венецией, Берлином, Стамбулом, Шанхаем и Сан-Паулу? Ни за что не додумаетесь. Во всех этих городах проводятся международные биеннале современного искусства. Предвижу негодование читателей: где это вы в Москве видели что-нибудь подобное? Да не видели еще, зато наслышаны сверх меры. И год назад, и полгода, и только что. Разговоры о «Большом проекте для России» (с такой романтической формулировки дело начиналось) шли и зимой, и летом – если, конечно, кто-то у нас ощущает разницу между временами года. Но календарным летом разговоры все же интенсивнее. Вот давеча собрали прессу в отеле Marriott, чтобы люди отогрели друг друга теплом сердец, заслушали свежую информацию и окончательно обнадежились.

Тема предстоящей биеннале в Москве (теперь уже точно известно, что фестиваль откроется 18 января) так прямо и звучит: «Диалектика надежды». Известно, что название позаимствовано с обложки книги левоправорадикального диссидента Бориса Кагарлицкого, однако других пояснений не ждите, поскольку это черт знает что, а не терминология. Самим бы разобраться.

Вообще-то слово «диалектика» отличается от слов «диатез» и «диапроектор» тем, что претендует на охват многообразия явлений реальности и методику их постижения. Так учат энциклопедии.

А чего нет в энциклопедиях, о том разглагольствовать опасно. Сообщим лишь, что в пресс-релизе помимо выражения «диалектика надежды» встречается фраза «колонизация будущего». Еще круче, но столь же непонятно. Если вы определенно знаете, о чем в обоих случаях речь, напишите нам в газету.

А пока что обратимся к голым фактам и прямым высказываниям. Пресс-конференция началась с того, что Михаил Швыдкой, глава федерального агентства по чему-то и чему-то (даже сотрудники агентства нетвердо выговаривают свое нынешнее название), выхватил из зала Ирину Антонову со словами: «Идемте, вы же лицо национальной культуры». Лицо утвердилось в президиуме, национальная культура резко скакнула вверх. Пошлая же реальность состоит в том, что ГМИИ имени Пушкина подписали на участие в грядущей биеннале: на Волхонке будут показывать инсталляцию Билла Виолы. Среди других площадок – ЦДХ, Третьяковская галерея, Музей архитектуры, церетелиевские особняки на Петровке и в Ермолаевском переулке. Есть еще намеки на Дом фотографии, но крайне диалектические: тут все зависит персонально от его директрисы Ольги Львовны Свибловой, которая присутствием не почтила.

К участию в программе приглашены многие зарубежные звезды: Дэмиан Хёрст, Маурицио Каттелан, Ширин Нешат, Мона Хатум, — однако об их согласии до сих пор ничего не известно.

Обещана также сопутствующая программа, но детали пока не обнародованы по той простой причине, что нет ясности в главном. Кто именно и где конкретно выступит с чем-то определенным, никто сказать не берется. Потерпите.

Зато выпукло проступила иная реальность. Сразу несколько девушек из прогрессивных изданий набросились на устроителей с вопросом: где же главный организатор всех наших побед и гарант международной респектабельности куратор Виктор Мизиано? Ибо было известно загодя, что инициатор Московской биеннале отчислен из рядов за плохое поведение, отстранен от дел за неполное соответствие и вообще. К редактору «Художественного журнала» неровно дышали столь многие, что войди он в эту минуту в зал – и распространилось бы неземное сияние. Мизиано не вошел.

Устроители отвечали так уклончиво, что сразу стало понятно: выпили всю его кровь, а безжизненное тело бросили в придорожной канаве. Хотя оно (тело) остается заместителем председателем оргкомитета биеннале.

Создатель «Мастера и Маргариты» со своими Лиходеевым, Римским и Варенухой просто отдыхает.

Резюме. «Мир смотрит на Восток» – это из текста выступления. В сущности, Япония и Корея ненамного восточнее нас, Калифорния до того восточна, что становится Диким Западом, Иран заведомо севернее Южной Африки, а Северный полюс – самая северная точка по определению. Глупо пользоваться риторикой землепроходцев, когда планета давно уже увидена из космоса. Ищете национальной самобытности? Найдите четкие определения. Хотите включиться в глобальный контекст? Да пожалуйста, никто не препятствует. Устроительство биеннале современного искусства в чем-то напоминает притязания Москвы на будущую Олимпиаду. Хотим диктовать мировой моде, но немножечко шибздиковаты. И очень надеемся, что Старший Брат этого не заметит...

Заметит, не сомневайтесь.