Российские космические конструкторы рассказали «Газете.Ru», как китайцы смогли достичь прорыва в космос. Так, один из виднейших ученых космической отрасли, работавший еще с Сергеем Королевым, академик Борис Черток пояснил, откуда у КНР своя ракета-носитель: «Мы китайцам для начала работ по ракетной технике очень много дали еще в 1954 году. Например, бесплатно отдали две ракеты. Кроме того, большое количество наших специалистов с семьями жили в военном городке на территории Китая и помогали китайцам организовать производство военных ракет. Только учтите, что тогда речь шла не о создании космических кораблей, а именно боевых ракет. Королев лично курировал китайский проект».
Сначала, по словам конструктора, китайцы освоили производство ракет, которые уже производились в Советском Союзе. В частности, боевой ракеты Р-2 с дальностью полета до 600 км. «Однако позже отношения у нас с китайцами испортились. Они не могли нам простить, особенно Мао Цзедун, что мы так развенчивали культ личности Сталина», — вспоминает Черток. Однако главное советские ученые сделали – идеи и принципы строительства ракет китайцам передали, сказал академик «Газете.Ru». «А уж потом, на своей производственной ракетной базе, они сами разработали ракеты-носители, которые, как видите, способны выводить в космос даже человека. Если бы у них не было своих ракет-носителей, то они никакой космической программы не создали бы». — подытожил Черток.
Заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» Юрий Григорьев, вернувшийся на днях из Китая, добавил в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru», что и корабль «Шэнь Чжоу» сильно отличается от «Союза», хотя и создан по аналогичному принципу.
«Есть несколько принципов строительства космических кораблей, — говорит Григорьев. — У нас корабль с возвращаемой капсулой, с аэродинамическими качествами. У Европы был свой многоразовый пилотируемый космический корабль «Гермес», который они до конца так и не довели. У американцев своя серия многоразовых пилотируемых шаттлов, а до этого была серия кораблей «Джемини» (двухместные пилотируемые корабли со спускаемым аппаратом. — «Газета.Ru»), которую они сейчас пытаются реанимировать. Вот и китайцы пошли по принципу возвращаемой капсулы.
Действительно, они взяли за основу наш опыт. Но и европейским, и американским пренебрегать не стали. Затем провели свои расчеты и создали свой спускаемый аппарат, который внешне очень похож на наш. Фактически можно сказать, что наша капсула послужила прообразом китайской. Даже по количеству кресел для космонавтов («Шэнь Чжоу» рассчитан на трех человек, как и «Союз». – «Газета.Ru»). Но они совсем не одинаковы – всю начинку они разрабатывали сами.
По функциям остальных отсеков корабля могу сказать, что функции такие же, как и у модулей «Союза». Но это уже следствие выбранного подхода к типу корабля. Сами отсеки другие. Например, орбитальный отсек «Союза», который у нас называется бытовым, — шарообразный. У китайцев он вытянутый, сконструирован в форме цилиндра. Кроме того, он большего размера и со своими солнечными батареями. И третья составляющая корабля – приборно-агрегатный отсек, где находятся весь контур автоматического управления и двигательная установка, сделан по той же схеме: своя конструкция, но принципы действия российские».
«Если в целом говорить о корабле, то он, несомненно, новый. И называть его копией какого-либо из существующих кораблей нельзя», — говорит Григорьев.
«У меня полет китайцев вызывает огромное уважение. Зная, насколько это трудоемкий процесс, могу только поздравить их с тем, что у них получился запуск с первой попытки, – поделился с «Газетой.Ru» ощущениями заместитель генерального конструктора РКК «Энергия». — Они долго и упорно шли к этому полету.
В трудолюбии китайскому народу никогда нельзя было отказать. К тому же у них подготовлены очень высококвалифицированные кадры, которые проанализировали все наработки человечества по полетам в космос и творчески их переосмыслили при создании своего корабля».
Комментируя высказывания некоторых СМИ, согласно которым китайский корабль частично состоит из российских деталей, а скафандры вообще полностью сделаны на заводе «Звезда» в подмосковном Томилине, Григорьев сказал:
«У китайцев другой менталитет. Конечно, если что-то можно стащить, то они этим не пренебрегают. Но вообще ключевая установка у этого народа – все всегда делать самим».
«Да, они закупали для исследования российский скафандр, однако затем переработали эту модель для своих нужд. Что-то модифицировали, что-то убрали. И отправили в космос человека в скафандре, сшитом в Китае. И детали для кораблей тоже сделаны в Китае. Или еще пример: они привезли в Россию двух инструкторов, которые освоили наши методики подготовки космонавтов (в 1996–1997 годах в ЦПК им. Гагарина прошли подготовку члены отряда юханъюаней У Цзе и Ли Цинлун. – «Газета.Ru»). А затем усовершенствовали их, и подготовили космонавта к полету дома».
Теперь китайцы вполне могут претендовать на солидное место в «Космическом клубе». Как говорят представители «Росавиакосмоса», отношение китайцев к пилотируемой космонавтике очень серьезное. Поэтому не исключено, что вскоре КНР либо подключится к строительству Международной космической станции (МКС), либо запустит на орбиту первый модуль своей. Впрочем, по оценкам российских конструкторов, пока китайцам строительство собственной орбитальной станции не под силу. Но они вполне могут поступить так же, как всегда: посмотреть изнутри, как работает МКС, запустив туда своего человека, а затем «творчески переработать» полученные знания.